Фильм-праздник, или образы фильма "Стиляги" (2008)
selyanka1 — 10.12.2021В 2008 году на экраны вышел феерический музыкальный фильм Валерия Тодоровского "Стиляги", посвящённый жизни одноимённой молодёжной субкультуры 1950-х годов.
Сами создатели жанр своего произведения в шутку определили как "фильм-праздник". И это действительно праздник - фильм прекрасен и музыкой, и нарядами, над которыми работал художник по костюмам Александр Осипов ("Страна глухих", "А зори здесь тихие…", "Большой") За работу в этом фильме художник получил премию "Ника" 2008 года
Жанна Агузарова и группа "Браво"
А основой для художественных образов стала гремевшая в середине 1980-х годов группа "Браво", поражавшая публику как своим внешним видом, так и песнями про стильный оранжевый галстук и желтые ботинки. В группе "Браво был даже свой собственный стильный саксофонист
Людмила Гурченко в фильме "Карнавальная ночь" 1956 года, гости - в исторически достоверных костюмах, как на праздник наряжаются обычные люди, не партномеклатура и не богема
Киевлянки, фотография 1954 года, исторически достоверные костюмы
Советская мода 1957 года. Журнал "Работница"
Художником по костюмам Александром Осиповым были воссозданы костюмы, какие носили советские граждане, в том числе и "стиляги", в 1950-х годах.
Оказалось, что костюмы реальных "стиляг»" не настолько сильно отличались от одежды остальных людей, и современным зрителям будет непонятна их эпатажность.
Реальные советские девушки -стиляги, просто по одежде которых от обычных людей особо и не отличишь, тут скорее играет роль поведение "стиляг", типа танцев буги-вуги и "сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину продашь". Ну может быть еще прически в каких-то случаях.
Как с точки зрения советских людей 1950-х выглядели эти самые современные им и их времени стиляги и почему их так сильно критиковали и карикатуры на них рисовали в журнале "Крокодил" и не только, можно посмотреть вот в этой сцене из фильма 1959 года "Сверстницы". Не знаю, почему видео по-другому подписали, это точно "Сверстницы", а не "Каникулы Кроша".
Кстати, обратите внимание, что примкнувшая к компании стиляг Светочка одета в серое платье, очень красивое
Кадры из фильма "Сверстницы" (1959)
Но в фильме Тодоровского стиляги показаны под другим углом, не как пример неадекватного поведения и вызова обществу, а как пример свободы, в том числе творчества и самовыражения. Показать это надо было визуально, то есть через одежду.
Известный советский стиляга саксофонист Алексей Козлов с группой "Арсенал". Именно с ним авторы консультировались по поводу субкультуры стиляг ещё на этапе создания сценария
Поэтому в визуальном отношении aвторам фильма пришлось прибегнуть к гиперболе, чтобы показать различие между стилягами и нестилягами. Внешний вид и тех, и других сильно утрирован. "Жлобы" в фильме одеты сплошь в серое, а стиляги — "цветные", и в этом они больше напоминают героев карикатур того времени, чем своих реальных прототипов
Пример советской карикатуры про стиляг
Советские карикатуры на стиляг. 1950-е годы.
"Это же фильм не о стилягах и не о музыке, это фильм о возможности быть свободным в условиях несвободы… Именно это и было для меня главным, а не фенечки, тонкости… Если бы человек вышел в то время в таком костюме как у нас, его бы тут же повязали и повезли на Лубянку сразу, а не в отделение милиции. Но для зрителя это выглядит правдоподобно, потому что он видит разницу" - рассказывает автор сценария Юрий Коротков
"Плохие" комсомольцы - "жлобы" в сером цвете
"Хорошие" цветные стиляги
Для этого из серого и безликого (представляющего "массу"), он переодевается в яркие цвета и принты, которые символизируют живой мир стиляжной субкультуры
Мэлс встретил Полину (Пользу), и жизнь его изменилась, внешний вид тоже
Казалось бы, здесь все тот же знакомый паттерн "я изменюсь, чтобы ты меня полюбила"!
Но есть важный нюанс, отличающий стильную трансформацию героя "Стиляг" от похожих историй. И не только то, что здесь ради девочки меняется мальчик. Последнее - скорее катализатор процесса, поиска себя и настоящих внутренних перемен Мэлса.
Смена имиджа (одежды и прически) тянет за собой смену всего остального: круга общения, профессии, интересов.
Новый гардероб по сути формирует нового человека. И это выглядит очень эффектно и правильно. Особенно в свете того, что авторы фильма как бы говорят нам: в своей серой одежде этот герой не жил в полную силу, это кокон из которого предстояло выпорхнуть бабочке (под влиянием благоприятной среды или встречи с правильной девушкой).
Идея, конечно же, очень хороша. Но нужно признаться, не так часто встречающаяся в реальности. Как показывает опыт, человек все же чаще идет за сменой имиджа уже после того, как был запущен процесс внутренних перемен (внутренних, социальных, профессиональных) и теперь нужно подтянуть под это свой имидж.
Конечно, перемены "всухую" имеют место быть. Нередко такое можно наблюдать в разнообразных передачах по "переделке" и "перекройке" героев. В "Стилягах" тоже есть подобный пример, когда девушка Катя примеряет образ стиляг, совершенно не разделяя их философию, не имея на этот стиль никакого внутреннего отзыва.
Понятное дело, что без внутренней или внешней поддержки (Катя наделась так завоевать симпатию и любовь) шансы удержать такой стиль практически нулевые.
Кадр из фильма
Кстати, статистика "трансформирующих" передач это подтверждает, ибо большая часть участниц после участия возвращается к привычному (и подходящему их характеру и образу жизни) гардеробу и стилю.
Кадр из фильма
Во время съёмок в Минске группа скупала в комиссионных магазинах и у местных жителей реквизит: сумки, чулки, подтяжки, платья, халаты, лампы и книги 50-х годов. Актёры и актрисы почти постоянно находились в сценических костюмах, даже вне съёмочной площадки. Для съёмок они даже надевали нижнее белье послевоенного покроя, хотя его, как правило, не видно в кадре, — для того, чтобы лучше прочувствовать своих персонажей, погрузиться в эпоху. В сценическом гардеробе Оксаны Акиньшиной было около десяти ретро-платьев.
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Таким образом, авторами была создана реальность, параллельная московской 50-х годов XX века, по словам Короткова, очень недостоверная, но весьма правдоподобная для современного зрителя.
Кадр из фильма
Поскольку костюмы в фильме эпоху представляли очень условно, то, чтобы не отрываться от реальности и дать зрителю какие-то ориентиры из прошлого, авторы вставили молодёжный сленг того времени, довольно точно воспроизведённый героями фильма; а также вид городских улиц, и особенно "Бродвея" (улицы Горького), их вид прорабатывался весьма тщательно, с помощью декораций, драпировок и компьютерной графики.
Во время проката фильма в 2008 году в московском выставочном центре "Винзавод" действовала выставка "Время стиляг", на которой, кроме "артефактов" этой субкультуры, экспонировались костюмы главных героев фильма.
Костюмы героев фильма на выставке "Время стиляг"
Слева направо костюм Полины (Пользы), Совпаршив (костюм жлоба), костюм Мэла
Костюмы героев фильма на выставке "Время стиляг"
Отсюда Отсюда Отсюда
|
</> |