Фильм о Пушкине "Последняя дорога", 1986.
mi_ta_pe — 10.02.2021 Вспомним скорбный день 29 января (10 февраля) 1837 года.Действие фильма "Последняя дорога" начинается в ночь на 27 января 1837 года, накануне дуэли Александра Пушкина и Дантеса. Сама дуэль в фильме показана, но не она главная в фильме – внимание сконцентрировано на окружении Пушкина в самые последние дни его жизни.
Практически все знают предысторию скорбного события по разным источникам (учебники, мемуары, исследования пушкинистов и т.д.), снимались фильмы, в которых главное внимание уделялось Пушкину, Дантесу и коварной Натали, которая подавалась, как причина дуэли. Семья, друзья и недруги Пушкина при этом показывались вторым планом.
В "Последней дороге" всё наоборот. Создатели фильма "спрятали" Пушкина за упоминания о нём, а на первое место поставили переживания друзей и равнодушие и радость врагов.
Осиротевшие друзья - Данзас, Жуковский и Вяземский.
От первого просмотра фильма (очень давно) у меня осталось воспоминание в виде картин с полуосвещённым Петербургом, с метелью, кострами, лицами главных героев в полумраке зажжённых свечей и с балаганной музыкой Андрея Петрова.
А ещё - чувство неудовлетворённости и досады. Позже я пережила эту досаду, списав её на то, что не поняла идею фильма, а может, что в нём и проглядела.
Недавно я пересмотрела этот фильм. И что? Во мне ожили те же самые впечатления: атмосфера тревоги и напряжения, плохо освещённые кадры и знакомое чувство досады.
Ладно, надо разобраться, почему?
Фильм задуман, как реконструкция событий конца января 1837 года, где сюжет завязан не на самом Пушкине, а на действиях и разговорах его ближайшего окружения: друзья - Жуковский, Вяземский, Данзас, Дантес, семья - Натали и её сёстры. С противоположной стороны враги: Уваров, Дубельт, Нессельроде, Геккерн, Дантес и их подпевалы.
Понравилось, что фильм сделан, как ожившая иллюстрация тех тревожных дней. Понравилось, что в фильме собраны лучшие актёры нашего времени: Калягин, Вадим Медведев, Ирина Купченко, Анна Каменкова, Сергей Сазонтьев, Смоктуновский, Филозов, Мягков, Римма Маркова, Гедиминас Сторпирштис (Дантес).
В титрах указана фамилия актёра, сыгравшего Александра Сергеевича Пушкина – Юрий Хомутянский. Смело сказано "сыграл"! Так себе, прошёл по фильму, как "тень отца Гамлета". Лицо Пушкина-Хомутянского появляется всего один раз в начале фильма и то на несколько секунд, когда поэт подаёт Натали руку, усаживая её в карету.
Хомутянский мелькнул на миг, как последний луч заката ....
В-о-оот!!!
Я поняла, чем вызвана моя досада! В фильме о Пушкине нет Пушкина.
Есть много разговоров о нем. Диалоги действующих лиц состоят из мастерски подобранных цитат, никакой сценарной отсебятины. Слушаешь, словно мемуары читаешь! Пушкина, кроме одного раза, больше не показывают, а когда по сюжету без него никак не обойтись, показывают фантом, то есть показывают не фигурально, а намёком, со спины, тенью за занавеской, дальней фигурой на дуэли, силуэтом в ворохе белья на диване, неподвижным телом с запрокинутой головой (чтоб лица не увидеть) ...
Пушкин есть, но его - нет!
Кстати, об этом моменте. Широко известно, что когда Никита Козлов принял раненого барина из кареты на руки и понёс в дом, Пушкин спросил его: "Грустно тебе нести меня, Никита?" Очень хотелось в этом момент увидеть лицо Александра Сергеевича (реконструкция всё-таки!), но это противоречило бы сценарной задумке, и сценарист и режиссёр Менакер проигнорировал сей общеизвестный факт, хотя ... мог бы дать Хомутянскому ещё раз показаться!
Похоже, актёры на роли подбирались с максимальным сходством на оригиналы, и это сделало образы исторических лиц достоверными - плюс фильму!
Иннокентий Смоктуновский так сыграл Геккерна, что голландский посланник, противник Пушкина, мне даже понравился. Сочувствовала красавчику Дантесу (бедный парень, попавший под раздачу). Интересно показана чета Нессельроде – он вкрадчивый паук, потихоньку плетущий паутину заговора (актёр Ольгерт Кродерс ), она - упёртая ненавистница Пушкина (Римма Маркова).
Василий Андреевич Жуковский в исполнении Александра Калягина – точное попадание в образ, Жуковский и Калягин словно родные братья! Рукоплещу - роль Жуковского сыграна Калягиным блестяще!
Вадим Медведев, полюбившийся мне с роли Евгения Онегина, отлично сыграл Петра Вяземского, именно таким по внешности и характеру я Вяземского и представляла.
Понравились женские роли: Ирина Купченко в роли Веры Вяземской (она ценила Пушкина и понимала его величие) и Анна Каменкова в роли Александры Гончаровой (сестры Натали). Андрей Мягков отлично сыграл Дубельта. Этот главный жандарм в его исполнении прекрасно сознавал, что Пушкин великий поэт, но ... ничего личного, служба-с!
Сергей Жигунов (корнет Чичерин) и Михаил Глузский (Шишкин) отлично сыграли свои роли, видимо, из любви к Александру Сергеевичу и в силу своего таланта, но их роли не несут никакой нагрузки и их легко можно выбросить из сюжета. Видимо, оба персонажа представляли в фильме "широкие народные массы", понимающие, что "угас, как светоч, дивный гений", но почему эти массы представлены лишь офицером и ростовщиком?
Роль супруги Пушкина Натальи Николаевны (Елена Караджова) прописана слабо и заключается в том, что она либо мечется по дому, заламывая руки, либо спит.
Отлично сыграл Никиту Козлова Виктор Бычков. Я привыкла видеть его в ролях стойких большевиков и неподкупных коммунистов, а здесь он искренний и преданный друг-слуга своего барина. Наглядно и страшно смотреть, как обхватив гроб руками, Никита мчится в санях сквозь метель к месту вечного упокоения своего любимца.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
А.С.Пушкин. "Бесы", 1830.
О музыке Андрея Петрова.
Музыка не понравилась. Композитор написал несколько задушевных романсов на стихи Петра Вяземского к другим фильмам, и для музыкального оформления "Последней дороги" мог бы создать нечто подобное. Но Петров поступил новаторски, он разделил музыкой две противостоящие стороны – окружение Пушкина и высшую знать. Задумка понятная, но, на мой взгляд, непродуманная. Там, где Пушкин и друзья, музыка тихая, невнятная, и даже не запоминается, зато светская жизнь аристократов проходит под громкие, резкие и визгливые звуки, скрежещущие по нервам, от которых становится неприятно (а это отражается на зрительском восприятии).
Знатные гости съезжаются на бал под звуки музыки Петрова ...
Об идее фильма (Пушкин есть/Пушкина нет) можно сказать пафосно: в дни с 27 января по 29-й Пушкин уже уходил из реальной жизни, и не живая плоть поэта, а его образ витал по сюжету, желая (по задумке режиссёра) стать "памятником нерукотворным".
А что ещё сказать? Досада всё-таки осталась!
Фильм "Последняя дорога" явно не шедевр, но он занял своё место в кино-пушкиниане, и пусть там будет. Кинопамятник Пушкину не получился, но спасибо нашим вышеперечисленным актёрам, которые своим талантом "оживили" сценарий и помогли фильму удержаться на плаву.
Художественный фильм "Последняя дорога", 1986.
Режиссёр Леонид Менакер.
Сценаристы – Леонид Менакер и Яков Гордин.
Студия "Ленфильм".
Длительность 1 час 41 минута.
|
</> |