Филипп Филиппович Вигель. Записки. Ч.2.
kiowa_mike — 14.04.2024Несколько лет назад я прочитал первую часть знаменитых "Записок" Филиппа Филипповича Вигеля.
А до второй части - с Одессой, Бессарабией, югом Малороссии, и портом Керчь добрался только сейчас.
Ну, "Записки" вообще очень интересны тем, как раскрывают механизм работы административного и военного аппарата Империи - всё делается абсолютно и только по родству и через знакомства.
И прежде всего, по родству.
Один родственник попросил другого родственника, чтобы тот вышел на третьего родственника и после этого четвёртый родственник просил об этом графа Б.
То есть, никаких вообще намёков на существование иных возможностей поступления в службу даже не обнаруживается.
Нет, вернее, обнаруживается - в ситуации, когда верстается в службу иностранец. В "Записках" чортова уйма самых разных феерических проходимцев-иностранцев, принятых на службу в царствование Александра I сугубо в рамках преклонения перед Западом - особенно интересно прочитать про Монферрана. В Молдавии же и в Одессе дажеклеймёные французские каторжники шли за дворян и уберменшей.
Ну и бардак там у них был при этом - наша нынешняя система - немецкий образец порядка.
Много посвящено русификации Бессарабии, введению русского языка и школ.
Отменно расписан Кишинёв.
Любопытна история дамской религиозной колонии в Крыму, и русские годы баронессы Крюденер - как бы то ни было, была она сооснователем порядка, продержавшегося в Европе почти сорок лет. Среди милых неточностей - нахождение среди этих религиозных дам французской девицы, "жертвы революции", которую, после смерти когда раздели, выяснили, что была она клеймёная и сечёная каторжница. Вигель утверждает, что она и была "графиня Ламотт", но та, вроде, известно, когда, скончалась в Лондоне.
В принципе, конечно, все тексты абсолютно ксенофобные и имперские, но если их чуть-чуть подрихтовать - выглядят совершенно современно, хоть сейчас в Ленту.ру.
Кстати, особого злословия я там не заметил - есть у меня впечатление, что Филипп Филиппыч что видел, то довольно честно и описывал (ну, разве что, кроме евреев, могущих избрать короля в Одессе); за то на него все и обиделись.
В общем, очень познавательные мемуары, написанные талантливым и наблюдательным, очень хорошо понимающим людей человеком. Без всякого хруста французской булки.
|
</> |