Фейсбук для Моны Лизы
dolboeb — 29.09.2012 Неделю назад в Центре Мейерхольда случился квартирник группы «Аквариум», организованный Лентой.Ру и приуроченный к 40-летию любимой группы. Во время концерта кто-то забрался на высокую точку над сценой, и оттуда сфотографировал зал. А потом Илья Азар выложил этот снимок в своём Фейсбуке:Поначалу фотографию увидели в своей френдленте друзья и подписчики Азара. Те из них, которые сами были на концерте, отметили на снимке себя и своих знакомых. В результате фото оказалось на стене (timeline) и у них, и у тех друзей, которых они отметили. Там его увидели новые люди, которые, в свою очередь, тоже полезли отмечать и отмечаться. В результате групповой снимок на пару сотен персон превратился в довольно занятную интерактивную портретную галерею, коллективный гипертекстовый портрет и именной справочник Who is who на квартирнике «Аквариума». При этом каждый из участвовавших в его создании потратил на разметку «своего» участка фотографии не больше минуты. А попробуйте представить себе, как та же самая задача — опознать всех людей на групповом снимке без подписи — решалась в эпоху до Интернета. Полагаю, что при невозможности задействовать вики-механизмы эта задача вообще не имела решения.
Вот, например, группа товарищей, про которую известно, что в первой половине XVI века все они состояли в гильдии амстердамских стрелков и в 1532 году скинулись на то, чтобы мастер Дирк Якобс их увековечил:
Как бы ни была знаменита эта картина, висящая ныне в зале немецкой школы на втором этаже Государственного Эрмитажа, как бы ни изучали полотно искусствоведы, краеведы, историки Амстердама — надёжного способа узнать что-либо о людях, изображённых на портрете, у нас нет. Да и Бог с ними, с амстердамскими стрелками: даже о героине самого знаменитого портрета в истории мировой живописи учёные по сей день спорят, как её на самом деле звали:
Возможно, сведения, которые мы могли бы почерпнуть из Фейсбука Лизы Герардини, в замужестве Джокондо, не добавили бы ничего существенного к её образу. Кроме того, если бы от каждого персонажа, жившего в начале XVI века, остался бы нам полный фейсбучный таймлайн, от 13-летия до смерти, то изучение всего этого наследия всё равно осталось бы уделом профессиональных историков — просто из-за объёмов архива.
И всё равно обидно, что у Наполеона не было Твиттера, а Рембрандт не размечал свои портреты в Фейсбуке.
|
</> |