Фейсбук для Моны Лизы

топ 100 блогов dolboeb29.09.2012 Неделю назад в Центре Мейерхольда случился квартирник группы «Аквариум», организованный Лентой.Ру и приуроченный к 40-летию любимой группы. Во время концерта кто-то забрался на высокую точку над сценой, и оттуда сфотографировал зал. А потом Илья Азар выложил этот снимок в своём Фейсбуке:
Публика на квартирнике Аквариума
Поначалу фотографию увидели в своей френдленте друзья и подписчики Азара. Те из них, которые сами были на концерте, отметили на снимке себя и своих знакомых. В результате фото оказалось на стене (timeline) и у них, и у тех друзей, которых они отметили. Там его увидели новые люди, которые, в свою очередь, тоже полезли отмечать и отмечаться. В результате групповой снимок на пару сотен персон превратился в довольно занятную интерактивную портретную галерею, коллективный гипертекстовый портрет и именной справочник Who is who на квартирнике «Аквариума». При этом каждый из участвовавших в его создании потратил на разметку «своего» участка фотографии не больше минуты. А попробуйте представить себе, как та же самая задача — опознать всех людей на групповом снимке без подписи — решалась в эпоху до Интернета. Полагаю, что при невозможности задействовать вики-механизмы эта задача вообще не имела решения.

Вот, например, группа товарищей, про которую известно, что в первой половине XVI века все они состояли в гильдии амстердамских стрелков и в 1532 году скинулись на то, чтобы мастер Дирк Якобс их увековечил:
Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков
Как бы ни была знаменита эта картина, висящая ныне в зале немецкой школы на втором этаже Государственного Эрмитажа, как бы ни изучали полотно искусствоведы, краеведы, историки Амстердама — надёжного способа узнать что-либо о людях, изображённых на портрете, у нас нет. Да и Бог с ними, с амстердамскими стрелками: даже о героине самого знаменитого портрета в истории мировой живописи учёные по сей день спорят, как её на самом деле звали:
Мона Лиза
Возможно, сведения, которые мы могли бы почерпнуть из Фейсбука Лизы Герардини, в замужестве Джокондо, не добавили бы ничего существенного к её образу. Кроме того, если бы от каждого персонажа, жившего в начале XVI века, остался бы нам полный фейсбучный таймлайн, от 13-летия до смерти, то изучение всего этого наследия всё равно осталось бы уделом профессиональных историков — просто из-за объёмов архива.

И всё равно обидно, что у Наполеона не было Твиттера, а Рембрандт не размечал свои портреты в Фейсбуке.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов пришло в Россию 12 лет назад - 1 июля 2003 года. Сейчас по дорогам нашей страны ездит 4000000 машин с поддельными полисами ОСАГО. Большинство их владельцев прекрасно знают, что полисы поддельные (они купили их гораздо деше ...
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин объяснил двухлетнее падение реальных доходов россиян на фоне роста зарплат сокращением теневого сектора экономики. Министр сообщил, что в 2017 году реальная зарплата увеличилась больше чем на 3%, в 2016-м на 0,8%, при этом доходы все равно ...
А вот и пятница, а это значит, что пришло время моего традиционного поста в рубрике 18+. Сегодня не женский день, но говорить мы будем о женщинах, о прекрасной половине человечества. Надеюсь никто не против? Начнем с первоистоков зарождения мира и жизни вообще. Ева появилась как ...
...
Виктор Олегович Пелевин (род. 22 ноября 1962, Москва, СССР) — русский писатель, эссеист, автор культовых романов 1990-х годов: «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“». Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993), «Национальный бестселлер» ...