Февраль. Достать чернил и плакать: "Мастер и Маргарита" (2024) - всё

Вот таков мой окончательный вердикт. Допускаю, что тем, кто
роман читал в кратком изложении, фильм вполне может зайти. Или тем,
кто читал сто лет назад и помнит только в общих чертах. А людям,
любящим Булгакова и считающим "Мастера и Маргариту" величайшим
произведением 20 века - неа. Ну, разве что, отдельные кадры и
кусочки некоторых эпизодов. Тем более, что и сам фильм представляет
собой плохо связанные между собой эпизоды, до боли напоминающие
что-то другое.
Писатель / Мастер (Евгений Цыганов), кадр из фильма "Мастер и
Маргарита" (2024)
Впрочем, постмодерн жеж. Куча красивых (или не очень) картинок, как
в клипе. До клипа, правда, тоже не дотянули - музыка никакая,
актёры зажевывают текст, звукорежиссёр - сапожник.
Итак, авторы представили, казалось бы, оригинальнейшее прочтение
книги - как будто бы Писатель придумывает и пишет вот прямо тут, в
прямом эфире, а Маргарита читает,и всё происходит какбэ у них в
голове. Очень удобный подход, так как можно какие-то фрагменты
романа прочитать за кадром, а процентов 90% книги - просто
пропустить. Ну, потому что вот тут при написании/чтении хорошо
нафантазировалось, а тут - не очень, а здесь несколько страниц
неразборчиво, а тут вообще рыбу заворачивали.
И некоторые граждане даже заходятся в восторге от этого, например
журналист Валерий Кичин ("Российская
газета") "Редчайший случай, когда современные авторы
вступают в соавторство с классиком, в соразмышление с ним". И
ведь что удивительно: Кичин - не мальчик из переулочка, а солидный
дядя, кинокритик и заслуженный работник культуры... Но КАК? Как,
простите, серьезный человек может такое написать? Разумеется, он
мог под этими словами подразумевать что-то своё, но в моём
понимании каждая экранизация - это соразмышление. Причем, вне
зависимости от того, получилось оно или нет...
ОСТОРОЖНО - СПОЙЛЕРЫ!!
Да и приём рекурсии, использованный в новом МиМ совсем не нов -
навскидку назову "Он снова здесь" (2015), "Адаптацию" (2002),
"Немое кино" (1976) и так далее.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" (2024)
И, казалось бы, какие претензии? Это же не экранизация, типа, это
же по мотивам. Ну вот взяли пару-тройку мотивов - и написали
фанфик. Про то, как один Писатель, которого очень обидели, взял
да и отомстил обидчикам в романе. А обидчики всё вызнали и посадили
Писателя в тюрьму, откуда он путем несложных манипуляций перевелся
в психушку, где режим помягче.
Часть событий (то, что связано с Писателем) происходит в некоей
альтернативной реальности, где кругом идет стройка и где почти
воплощен в жизнь сталинский план реконструкции Москвы
(здравствуйте, фильмы "Шпион" /2012, экранизация Акунина/, "Новая
Москва" (1938) и "Космический рейс" /1935/ ).
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" (2024)
Кадр из фильма "Новая Москва" (1938)
В этой реальности наш Писатель - уважаемый в своих кругах
человек, он при деньгах, вхож во все тусовки, его печатают в
журналах и его пьесу ставят в театре. Причем, пьеса называется
"Пилат".
Да-да, вот такая крутая альтернативная реальность - религиозную
пьесу запросто продвигают и тут, и там.
Но вдруг что-то случилось и... колёсики завертелись назад: пьесу
сняли. Ну а чтоб альтернативно одарённые зрители ничего не
перепутали, облечённые властью граждане являются прямо на репетицию
и молча начинают демонтаж декораций. Разумеется - в ужасном
сталинском СССР именно так и поступали: в каждом театре ставилась
одна-единственная пьеса (чтоб декорации уже с самого начала были на
сцене и никогда не убирались, а запрет сопровождался разбором
декораций сторонними лицами. И так, чтоб никто в театре (включая
режиссёра и руководство) ничего о запрете не знал.
- Ниччо-ниччо! - подбадривает Писателя редактор журнала, в
котором была опубликована пьеса, - это даже хорошо, что постановку
запретили, сейчас же все рванут читать! Тиражи вырастут,
вау!
Латунский (Дмитрий Лысенков), кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
(2024)
Журнал, конечно же, "Новый мир". Ну, это само-собой, ведь нонешняя
молодежь, считающая себя продвинутой, искренне уверена, что в СССР
выпускался только один журнал - и это был "Новый мир". А еще эта
молодежь уверена, что тиражи журналов (вышедших далеко не вчера)
допечатывали, если там было опубликовано что-то, ставшее хитом. Ну
а если это опубликованное попало под суровую критику, то тираж
изымался. Видимо, представители органов делали рейды по квартирам
подписчиков и забирали журнальчики. А кто не отдавал добром - тех
сажали, а как же?
Но мы же про альтернативную реальность, а не про то, как оно было,
да? Правда, товариСЧ Кичин пафосно пишет: это "сделало фильм
многомерным, бездонным, полным аллюзий и точным в типологии места и
времени - именно таких, какими их видел и ощущал Булгаков".
Наверное, Кичину Булгаков на спиритическом сеансе поведал про своё
вИдение и ощущение? Или просто 85-летний "деятель искусств" слегка
уже впал в деменцию?
Ну, потому что из того, о чём он в своей хвалебной рецензии пишет,
в фильме нет почти ничего - ни многомерности, ни точности типологии
места и времени, ни попадания в образы персонажей, ни качественной
актёрской игры, ни годного саундтрека, ни атмосферы Булгакова, ни
юмора (удивительно, но юмора нет вообще!!!), ни любви, ни Иешуа, ни
свиты Воланда...
Кадр из фильма "Новая Москва" (1938)
Главных героя там, собственно, два - Писатель (он же Мастер) и
некий иностранец (он же Воланд, он же галлюцинация Писателя). Все
остальные - статисты, отыгравшие свои роли лучше или хуже (но
большинству из них и играть-то было нечего, так как экранного
времени им почти не досталось).
= продолжение следует ==
#10фильмов
#такаязима
|
</> |