Феномен Серебренникова
goodpeople — 31.05.2017Вокруг этой фигуры разыгрались такие страсти за последнюю неделю, что даже не хочется соваться с комментариями в эту бушующую реку помоев. Всегда поражаюсь, сколько в людях невыплеснутой ненависти!
Я не буду писать ни про воровство, потому что, как и остальные, ничего не знаю толком. Своего взгляда на его театральную деятельность у меня тоже нет, потому что я не была в его театре. На основании так называемого «общего мнения» или роликов в ютубе высказываться считаю просто глупым. То есть я допускаю все, но утверждать ничего не берусь. Могу судить только о его фильмах.
Меня в связи с этой историей зацепила вот какая вещь: как возможна вообще профессиональная карьера, подобная той, которую сделал себе Серебренников? И не только он, кстати.
Вкратце опишу его путь.
Он физик по образованию, учился в провинциальном вузе – Ростовском университете. Его карьера начинается бурно и резко уже во время учебы. Он работает на телевидении, снимает фильмы разного формата, от документальных до сериалов, ставит спектакли не только на любительской сцене, но и во всех театрах Ростова.
Я как-то с трудом представляю студента 20-22 лет, перед которым открываются все двери и предоставляются все возможности: деньги на фильмы, все абсолютно муниципальные сцены. С чего бы, спрашивается?
Может, он так ярко себя проявил, что все ахнули и сказали ему – ну и что, парень, что у тебя нет специального образования - ни театрального, ни режиссерского, ты такой талантливый! Молодец! Давай – снимай, ставь! Ни в чем тебе отказа не будет!
Но это вряд ли. Так просто не бывает.
Замечу, что уже на этой стадии его постановки сопровождаются скандалами и протестами.
В том, что он способный и креативный человек, я не сомневаюсь. Даже не потому, что у него много всяких почетных галочек в послужном списке, а потому, что об этом говорят люди, мнению которых я доверяю. Но талантливых и креативных людей не так уж мало.
Дальше он появляется в Москве, снимает кино, работает на телевидении и в театре (у Табакова). Хочется, конечно, спросить, как много молодых людей, приехавших из Ростова-на-Дону в столицу нашей Родины получают такие возможности, имея только корочку физфака? Ну хорошо. Москва – она такая. Там все затейливо и удивительно может сложиться.
Но все же не настолько, чтобы безо всяких на то объективных причин в один прекрасный день сесть в кресло худрука целого столичного театра. Не настолько же, чтобы потом ставить оперы в Мариинском и Большом. И даже балеты!
Чтобы было совсем ясно, выделю главное: не имея театрального образования, человек руководит театром. Не имея режиссерского образования, снимает кино. Не имея музыкального и хореографического образования, ставит балеты и оперы.
Я не только о корочках говорю, я именно об образовании. Вот, например, как Серебренников объясняет свое желание поставить балет «Герой нашего времени» с участием вокала:
«В мире классического балета, который консервативен, это не встречается, а тут мы осторожно попытались это проявить, чтобы получилось единое произведение искусств, которое не делится по жанру на балет, оперу, а представляет собой единое целое», – читаем мы на на сайте канала Культура.
То есть он абсолютно не в курсе, что пение в балете встречается и довольно часто. Почти сто лет тому назад такие балеты писал Стравинский, например.
Логично предположить, что точно так же он не осведомлен в истории драматического театра и кинематографа.
Однако же его фильмы, постановки опер, балетов и спектаклей оцениваются профессионалами довольно высоко. Каких только премий он не получал за свою карьеру! Какие только театры не приглашали его к сотрудничеству!
Публика тоже довольна. Стоимость билетов в его Гоголь-центре примерно такая же, как в Большом. И людям не жалко выложить 7-10 тысяч за спектакль.
Я, конечно, в курсе, что в последние годы режиссер – это не то, что давеча. Теперь эта профессия с проектным содержанием. То есть человек должен иметь в голове динамит, чтобы взорвать косные традиции и выдумать свой проект - что-то такое, что еще никто не видывал и не слыхивал. А профессиональные задачи выполнят специально обученные люди: сценаристы и операторы, хореографы и дирижеры.
Но когда идеи идут не из сути профессии, а слева и справа, прорыв получается почему-то в жанре 18+. Как говорили в 90-е – чернуха и порнуха. В 21 веке сюда добавился еще и развлекуха. Это самое актуальное направление современного театра, получается.
Серебренников тут не единственный и не первый, кстати. Он, просто к слову пришелся в контексте последних событий.
И вот я думаю: к чему бы это? Может, это теперь нормально, и пришло время краха косной системы профессионального образования, она теперь не нужна больше, и так все чудесно получается? Будь, кем хочешь, и не заморачивайся!
К примеру, теперь Серебренников заявил, что хотел бы заняться архитектурой. И я почему-то уверена, что он получит и деньги из бюджета, и дом построит в центре Москвы. Все, оказывается, возможно в этом мире.
А может, просто так нереально сильна сейчас техника лоббирования и пиара, что создание бренда и тренда из любого материала – вопрос исключительно времени и денег?
Или так плохи дела в отечественном театральном деле, что без скандала и эпатажа совершенно невозможно привлечь публику?
Загадка.
|
</> |