"Файне місто Тернопіль" и окрестности. День шестой: Кременец — планы и
vitaviktoria — 14.09.2021В предыдущем рассказе о кременецком замке упоминала, что на этапе планирования поездки боялась не успеть посмотреть все интересные места в городе за один день.
Ну, а в действительности оказалось, что для знакомства с большинством местных городов , в т.ч. и Кременцом, мне понадобилось значительно меньше времени, чем рассчитывала — города сами по себе небольшие, а очень многие достопримы можно было осмотреть только снаружи.
Кременец в этом отношении побил всё рекорды — в понедельник днем церкви и музеи закрыты не только у нас, и не только в провинции.
Общее впечатление о городе двойственное. Красивая природа, романтические руины замка, несколько вполне достойных объектов для осмотра в самом городе, но в отличие от того же Чорткова или Бучача, он выглядит намного скучнее и зауряднее — обычный маленький райцентр, которому нужен хороший архитектор и много-много денег, чтобы проявить себя с лучшей стороны.
Среди разностилевой и разновременной застройки главной улицы, которая пересекает весь город, время от времени попадаются более интересные здания, которые помнят лучшие дни.
Первый памятник сакральной архитектуры на моем пути — костел святого Станислава. Построен в середине 19 века. Был единственным римо-католическим храмом на Волыни, который действовал в советские времена.
Чуть дальше на улице Медовой сохранились два уникальных жилых дома, построенных в 18 веке, т.н. «Близнецы» с общей внутренней стеной.
В подвалах до сих пор сводчатые перекрытия, другие помещения со временем утратили свою первоначальную планировку. Один из углов дома поддерживает солидный контрфорс.
С парадной стороны дом выглядит презентабельнее, чем с тыла. Во внутрь здесь я тоже не попала, даже в подъезд, поэтому, как живут люди в доме с почти 300-летней историей не расскажу. И живут ли они сейчас там вообще, судя по состоянию окон. А для нашей страны это огромная редкость — такой возраст жилого дома.
Это уже самый центр городка. На противоположной стороне улицы находится бывший францисканский монастырь, основанный в 1606 году при костеле Успения Богоматери. Костел, в свою очередь, строился на пожертвования от Боны Сфорца, о чем сохранилась запись 1538 года.
Тот деревянный костел до нас не дожил, в 1-й половине 17 века францисканцы построили новый каменный костел и двухэтажный монашеский корпус, а в 18 веке двухъярусную барочную колокольню.
В 1832 году после подавления польского восстания царским указом францисканский монастырь закрыли, его территорию и сооружения получила Московская православная церковь. Костел переосвятили на Николаевский собор, который функционирует и по сей день.
Вот вид самого собора, а я не смогла попасть даже на территорию, как и в костеле святого Станислава — всё закрыто наглухо.
Напротив собора в большем сквере памятники и мемориалы всем жертвам и памятным событиям всей новейшей кременецкой истории — и героям ВОВ, и воинам-афганцам, и защитникам Украины в войне на Донбассе.
За сквером комплекс коллегиума ордена иезуитов, построенный в 1731-1743 годах на средства польских магнатов Вишневецких. Об истории его писала в предыдущем посте, здесь немного про архитектуру. Проект создал архитектор Паоло Фонтана, стиль — виленское барокко, строительством занимался архитектор Павел Гижицкий. Комплекс соединил костел и кельи в едином ансамбле.
Боковые крылья комплекса впереди имеют угловые башни и образуют парадный двор вроде дворцового курдонёра.
Уклон земельного участка побудил архитектора к созданию искусственной террасы, украшенной парадной лестницей, балюстрадами и каменными фонарями в стиле рококо.
Говорят, что очертания балюстрад и фонарей не имеют аналогов в Украине. Фасады комплекса разделены на барочные части-«зеркала». Контрастная окраска «зеркал» и деталей фасадов придает комплексу дворцовую красоту и изысканность, присущую светским зданиям эпохи позднего барокко или рококо.
К сожалению, в сам собор я тоже не попала. И хотя входная дверь была открыта, дальше путь преграждали две решетки, отстоящие друг от друга, поэтому рассмотреть что-то и сфотографировать получилось только так.
Теперь в коллегиуме размещается педагогическая академия, а храм носит имя Церкви Преображения Господнего и принадлежит ПЦУ.
А это просто вид центральной улицы городка и здание краеведческого музея.
Музей, на удивление, как раз был открыт в понедельник, но к этому моменту я уже поняла, что вполне успеваю посетить Вишневецкий дворец на обратном пути в Тернополь, поэтому музей был проигнорирован, так же, как и бывший василианский монастырь 17 века с архитектурой в стиле позднего барокко 18 и 20 века.
В монастырь, конечно, можно было и зайти ненадолго, но он расположен чуть поодаль от дороги на горе, открыто или нет — не понятно, а еще у меня не было платка и голые руки в открытой майке — сейчас там действующий монастырь РПЦ, выслушивать шипение богомольных старушек я была не настроена.
Последнее, что посмотрела в городе уже перед автостанцией — деревянная Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1887-1889 годах. А первая церковь на этом месте с таким же названием и тоже деревянная была возведена в 1684 году.
И последнее фото из Кременца.)
В следующем посте о дворце Вишневецких в Вишневце, последняя локация в поездках по области.