FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?

Продолжаю рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)". Традиционно, сами вопросы можно задавать в
комментариях или присылать на почту: [email protected]. =:
)
Как-то в комментария зашла беседа об обучении, и речь пошла о
базовой информации: насколько подробно её нужно давать и сколько
времени на неё стоит отводить? Мнение оппонентов было таким: на
всё-про-всё достаточно 30-40 минут, а всё остальное время лучше
потратить на практику. Отчасти, я согласен с такой постановкой
вопроса, практика — вещь очень полезная. Но на самом деле, чтобы
она была осмысленной, хорошо бы знать все нюансы теории. И в
качестве примера я привёл такую довольно понятную любому фотографу
вещь, как размытие фона, не попадающего в глубину резко
изображаемого пространства. Итак:
#7 Какие параметры влияют на степень размытия фона?
Подробно эту тему (и многие другие) я обсуждаю здесь, на
Базовом курсе для начинающих фотографов. =:
) А тут, в жж, всё также, традиционно, я отвечу кратко и
развёрнуто.
Краткий вариант:
Где:
R1 — передняя граница резко изображаемого
пространства;
R2 — задняя граница резко изображаемого
пространства;
R — расстояние в метрах, на которое производится наведение
на резкость;
f — фокусное расстояние объектива (абсолютное, а не
эквивалентное), в формулу подставляется значение в метрах;
K — знаменатель относительного отверстия объектива (число
диафрагмы);
z — диаметр допустимого круга нерезкости, для негативов
форматом 24х36 мм равный 0,03—0,05 мм (в формулу подставляется
значение в метрах).
Глубина резко изображаемого пространства P определяется
разностью между задней и передней границами резкости.
Вот. Всё ведь понятно, да? =: )
Ок, ладно. Если говорить русским языком, то размытие будет
сильнее, если взять длиннофокусный объектив с широко открывающейся
диафрагмой и снимать близко расположенные объекты. =: ) Причём,
вклад диафрагмы — самый очевидный, поэтому только про него обычно и
говорят. Хотя, как вы можете видеть, он далеко не единственный. И
есть ещё один параметр, который не столь очевиден. Про него — чуть
позже.
Развёрнутый вариант:
Чтобы ответить развёрнуто нужно сначала понять: что же там
происходит? Для этого нужно рассмотреть картинку более
внимательно:
В квадрате 1 мы видим сильно увеличенную букву h,
попавшую в резко отображаемое пространство, которое так и
называется: "глубина резко изображаемого пространства"
(ГРИП). Отлично видно, что граница между чёрной буквой и белым
фоном чёткая, поэтому буквы в этой зоне и воспринимаются нами как
резкие. В квадрате 2 такая же буква, но уже не попавшая в
ГРИП и при увеличении видно, что граница буквы и фона размыта, она
занимает намного больше места, чем в квадрате 1.
Так вот, чёткими мы считаем объекты, границы которых
укладываются в "допустимый круг нерезкости" (см. квадрат
1). Оперируя правилами геометрии и определённым допустимым
кругом нерезкости, можно проиллюстрировать те параметры, которые
влияют на размытие фона (помимо фокусного расстояния объектива,
которое пойдёт под номером 1):
2. Открытие и закрытие диафрагмы:
3. Расстояние до объекта съёмки:
4. И четвёртый параметр, наличие которого не совсем
очевидно, но тем не менее, который влияет на степень размытия фона,
а именно — физический размер матрицы фотоаппарата:
Кстати, именно этот четвёртый параметр часто ускользает из
внимания. А между тем, именно из-за него на карманных мыльницах
практически нереально добиться сильного размытия фона за объектом
съёмки. И из-за него же, теми же карманными мыльницами очень удобно
снимать макро (жучок или капельки воды будут все в фокусе), в то
время как профессиональные полнокадровые камеры нуждаются для этой
же задачи в оснащении мехами или на худой конец — объективом
Tilt-Shift. =: )
Итак, подводя итог. =: ) Если хочется большего размытия, то для
этого можно сделать следующие вещи:
- максимально открыть диафрагму;
- подойти как можно ближе к объекту съёмки;
- использовать объективы с как можно большим фокусным расстоянием;
- и взять фотоаппарат с как можно большей матрицей.