FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?

топ 100 блогов podakuni14.08.2010

Продолжаю рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)". Традиционно, сами вопросы можно задавать в комментариях или присылать на почту: [email protected]. =: )

Как-то в комментария зашла беседа об обучении, и речь пошла о базовой информации: насколько подробно её нужно давать и сколько времени на неё стоит отводить? Мнение оппонентов было таким: на всё-про-всё достаточно 30-40 минут, а всё остальное время лучше потратить на практику. Отчасти, я согласен с такой постановкой вопроса, практика — вещь очень полезная. Но на самом деле, чтобы она была осмысленной, хорошо бы знать все нюансы теории. И в качестве примера я привёл такую довольно понятную любому фотографу вещь, как размытие фона, не попадающего в глубину резко изображаемого пространства. Итак:


#7 Какие параметры влияют на степень размытия фона?

FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?

Подробно эту тему (и многие другие) я обсуждаю здесь, на Базовом курсе для начинающих фотографов. =: ) А тут, в жж, всё также, традиционно, я отвечу кратко и развёрнуто.



Краткий вариант:

FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?

Где:

R1 — передняя граница резко изображаемого пространства;
R2 — задняя граница резко изображаемого пространства;
R — расстояние в метрах, на которое производится наведение на резкость;
f — фокусное расстояние объектива (абсолютное, а не эквивалентное), в формулу подставляется значение в метрах;
K — знаменатель относительного отверстия объектива (число диафрагмы);
z — диаметр допустимого круга нерезкости, для негативов форматом 24х36 мм равный 0,03—0,05 мм (в формулу подставляется значение в метрах).

Глубина резко изображаемого пространства P определяется разностью между задней и передней границами резкости.

Вот. Всё ведь понятно, да? =: )

Ок, ладно. Если говорить русским языком, то размытие будет сильнее, если взять длиннофокусный объектив с широко открывающейся диафрагмой и снимать близко расположенные объекты. =: ) Причём, вклад диафрагмы — самый очевидный, поэтому только про него обычно и говорят. Хотя, как вы можете видеть, он далеко не единственный. И есть ещё один параметр, который не столь очевиден. Про него — чуть позже.



Развёрнутый вариант:

Чтобы ответить развёрнуто нужно сначала понять: что же там происходит? Для этого нужно рассмотреть картинку более внимательно:

FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?

В квадрате 1 мы видим сильно увеличенную букву h, попавшую в резко отображаемое пространство, которое так и называется: "глубина резко изображаемого пространства" (ГРИП). Отлично видно, что граница между чёрной буквой и белым фоном чёткая, поэтому буквы в этой зоне и воспринимаются нами как резкие. В квадрате 2 такая же буква, но уже не попавшая в ГРИП и при увеличении видно, что граница буквы и фона размыта, она занимает намного больше места, чем в квадрате 1.

Так вот, чёткими мы считаем объекты, границы которых укладываются в "допустимый круг нерезкости" (см. квадрат 1). Оперируя правилами геометрии и определённым допустимым кругом нерезкости, можно проиллюстрировать те параметры, которые влияют на размытие фона (помимо фокусного расстояния объектива, которое пойдёт под номером 1):



2. Открытие и закрытие диафрагмы:

FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?



3. Расстояние до объекта съёмки:

FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?



4. И четвёртый параметр, наличие которого не совсем очевидно, но тем не менее, который влияет на степень размытия фона, а именно — физический размер матрицы фотоаппарата:

FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?

Кстати, именно этот четвёртый параметр часто ускользает из внимания. А между тем, именно из-за него на карманных мыльницах практически нереально добиться сильного размытия фона за объектом съёмки. И из-за него же, теми же карманными мыльницами очень удобно снимать макро (жучок или капельки воды будут все в фокусе), в то время как профессиональные полнокадровые камеры нуждаются для этой же задачи в оснащении мехами или на худой конец — объективом Tilt-Shift. =: )

Итак, подводя итог. =: ) Если хочется большего размытия, то для этого можно сделать следующие вещи:

  • максимально открыть диафрагму;

  • подойти как можно ближе к объекту съёмки;

  • использовать объективы с как можно большим фокусным расстоянием;

  • и взять фотоаппарат с как можно большей матрицей.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Опять кому-то искусство покоя не дает. Почему для выражения свох идей надо забраться в музей и что-то испортить? На этот раз, к счастью, пострадала только рама, да и она, наверно, меньше, чем ладони фанатов Греты Тунберг. Они употребили суперклей как оружие. Только бы это не ...
Ведь уже в конце 19-го века в развитых странах вместе с ростом промышленности, урбанизацией, сокращением сельского населения уровень рождаемости начал падать и падать, прирост населения сокращаться и сокращаться. Ладно, в СССР женщины стояли в очереди в абортариях, каждая сделала их ...
ТОПовые слезы. Слезы крокодильи. Слезы наших дембелей. Кто же ведь теперь будет жизнь показывать «мелким» блогерятам? Кто же их жизни будет учить? Почитал я пост своего друга v_top100 о страшных изменениях в которые произойдут в Живом Журнале. И увидел слезы крокодильи: ...
40 лет назад в популярном тогда журнале “Техника - молодёжи” появилась большая статья, описывающая внедрение компьютерной информационно-управляющей системы (тогда они звались АСУ – автоматизированная система управления) на автомобильном заводе КамАз. И при внедрении этой самой АСУ ...
А куда все тёлки из руаффты сыбались? Разрешите мне тут покуражицца сегодня! Устроим чатек? Извините что без пушапа и музыка не такая романтическая. Зато про машыны. ...