Falcon вернуля в Порт Канаверал

топ 100 блогов smoliarm06.04.2017 под гудки буксиров и портовых кранов
Falcon вернуля в Порт Канаверал
Работники порта считают это - событием историческим (в отличие от некоторых комментаторов рунета, не будем показывать пальцем).

Несколько слов про "бухгалтерию возвращаемой ступени"


«Гвин Шотвелл: Стоимость "refurbishment" первой ступени Фалькона существенно меньше половины стоимости его постройки;
На бустере SES-10 работ проделано больше, в будущем объём работ [по восстановлению] уменьшится.»

Собственно, это всё, что нам нужно знать про экономику: подготовка бустера к повторному полёту - ГОРАЗДО ДЕШЕВЛЕ, чем изготовление нового.
Что, собственно, следует из здравого смысла :)
И не надо слушать сомообъявленных экспертов: бухгалтерия - это тонкая наука. Она не любит дилетантов :)

И ещё одна деталь про "большие деньги"
Уже несколько раз я замечал такие рассуждения/комментарии:
**1. Маск сказал, что разработка многоразовой ракеты обошлась им в 1 миллиард долларов.**
**2. Это колоссальные деньги, их надо отбить!**
**3. Пока они их не отобьют, реального снижения цен на запуски не будет**
По пункту 1 - я не знаю, говорил ли Маск что-то на эту тему, и действительно ли была названа сумма в 1 млрд.
И если такая сумма действительно была озвучена - я не знаю, что он имел в виду и как он этот миллиард посчитал.
И самое главное - мне это совершенно неинтересно.
Потому что я твёрдо знаю, что этот проект - никто не спонсировал, никаких займов они не брали, и все работы по разработке (R&D) многоразовой ракеты они провели НА СВОИ ДЕНЬГИ.
Это важная деталь - я не зря её выделил капсом. И если не дошло, перечитайте ещё раз - весь R&D многоразовой ракеты они сделали на свои деньги.
Соответственно - они никому и ничего не должны.
По пункту 2 - это заявление - махровая глупость и ничего более.
Если бы (ЕСЛИ БЫ!) они взяли эти деньги взаймы - тогда да, им НАДО было бы "отбить" эти деньги (причём с процентами) - чтобы отдать их кредитору.
Но поскольку никаких кредиторов нет, все разговоры про "надо отбить" - глупость.

И чтоб было понятнее - простой пример "из жизни":
Одна моя знакомая (назовём её Лёлей) недавно купила новенький Мицубиши-Мираж. На свои деньги купила, у бывшего ни копейки не взяла.
У друзей тоже не занимала (я знаю, поскольку принадлежу к этому кругу).
Теперь представьте, что вдруг появляется некто и заявляет, что Лёля должна работать на таксистом на своём Мираже - целый год (или пять) - пока не отобьёт потраченные деньги.
Вы думаете, Лёля его идиотом назовёт? - о нет, не только.
Лёля талантливый художник, т.е. - complex and contradictory character.
Она его такими матюгами обложит, что я бы с удовольствием послушал. Но издали.
И, по-моему, она будет совершенно права. Потому что за свои деньги она купила себе - нужную вещь. Теперь она сможет, как белая женщина, съездить на тусовку в Питер. Или подъехать на встречу с организаторами выставки или владельцем галереи - не на метро - и разговаривать с ними немножко в другом ключе. А главное - она может теперь посмотреть (взглянуть) на физиономию своего бывшего, когда он увидит её за рулём Миража. Он-то всегда считал, что она не от мира сего, и ни продавать свои картины, ни торговаться она не умеет...

Так вот, возвращаясь к SpaceX - они, как и Лёля, купили за свои деньги нужную вещь. Даже не одну, две: у них теперь есть уникальная технология, которой ни у кого нет.
Кроме того, у них теперь есть уникальная команда - классных инженеров, технологов и программистов - которая умеет решать задачи так, как не умеет никто.
Чего тут "отбивать"? - этим надо пользоваться в своё удовольствие - и всё.

По пункту 3 - забавно, как дружно все заговорили о "реальных ценах" на космические пуски.
И о "необходимости продемонстрировать" - это самое снижение. Помнится, ещё год-полтора назад - как только я писал посты о космических ценах, тут же налетали комментаторы с серьёзными сомнениями - а откуда я могу знать эти цены? - это же такой секрет! Могу найти такие комменты :)
Но теперь - с удовлетворением отмечу, что отношение к ценам на пуски изменилось. Тем не менее - всё не так просто, и цена коммерческого пуска - это не ценник на картошку в магазине. А в данном случае и в обозримом будущем - прямой информации о реальных ценах и скидках мы с вами скорее всего не увидим. Потому что детали коммерческих контрактов на подобные (экспериментальные) запуски - это сугубо приватная информация, которая касается только трёх непосредственных участников сделки - фирмы SpaceX, заказчика и его страховщика. Публику в такие детали не посвящают. С другой стороны - ужасного секрета из этого не делают, и со временем мы эти цены узнаем. Но не сейчас.

Впрочем, один прогноз можно сделать уже сейчас: если переход на многоразовые бустеры пройдёт более-менее гладко (что пока ещё не факт) - то довольно скоро - года через два - вопрос "новый или использованный бустер?" станет для клиентов SpaceX иррелевантным ("irrelevant" - неуместный, ненужный, не относящийся к делу). Таблица цен за запуск будет одна, а какой при этом используется бустер - новый или "с пробегом" - никто уже и спрашивать не будет. Как мы сейчас, покупая билет на самолёт, не спрашиваем - новый он или нет, или как много он налетал поле планового техобслуживания.
Вот такая примерно картинка. Стопроцентной уверенности пока нет, но надежда есть.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Увы и ах. Я вынуждена сообщить, что развожусь с мужем, подаю на раздел имущества, забираю ребёнка и уезжаю к маме. Только что был сумасшедший секс, но я так решила. Я не хочу больше жить в Новомосковске, а Гордей не хочет больше жить в Москве. Но я так решила. И ещё, у меня задержка. В общ ...
Оказывается, это «исторические азербайджанские земли». Нет, самому Алиеву это говорить было неловко – это сделал по его поручению авторитетный азербайджанский политик, лидер Демократической партии Азербайджана Сардар Джалалоглы. Но дело, разумеется, не в этом «демократическом ...
Украинский язык имеет несколько диалектов, на представленной карте они как раз и обозначены, сама природа провела такое начертание границ сложивших украинскую нацию этносов. Синее и голубенькое - это полещуки, собственно беларусы по классификации этнографов. Желтенькое - это та самая "Но ...
Говорит лидер группы КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА и кандидат в мэры НОВОСИБИРСКА Сергей ПАУК: "- Привед Россия! Превед весь мир! Ещё раз С НОВЫМ моднейшим 2014годом! Вчера на тайном заседание АП было решено, что администрация КТР тоже проломитца в СОЧИ-2014. Суть миссия токова: концерт КОРРОЗИИ ...
Для замечательного актёра Савелия Крамарова роль Косого в фильме "Джентльмены удачи" была долгожданной главной ролью в кино. До этого ему в большинстве случаев доставались либо эпизоды, либо роли второго плана. Конечно виной этому была в первую очередь забавная внешность актёра - ну не ...