Фахверковое барокко. (Свидница, Польша)
vergil_maro — 27.12.2021Смотрите в этом выпуске: самый красивый храм Польши. Снаружи — фахверковый, внутри — барокко. Путешествуя по Польше из Кракова в Судеты, я сделал остановку на целый день в Свиднице, специально чтобы увидеть этот необычный храм.
Свидница — это небольшой город в Нижней Силезии. Силезия была довольно неспокойным регионом, принаджелащим поочередно Польше, Чехии, Австрии, Пруссии/Германии, а после второй мировой войны — снова Польше.
На выходе из станции расположен небольшой парк, названный в честь знаменитой Грюнвальдской битвы.
Первым делом я пошел в тот самый знаменитый храм. Путь туда лежит через красивую рыночную площадь.
До опустошительной тридцателетней войны (17 век) Свидница была богатым развитым городом. Герои Сапковского, к примеру, часто упоминают местное пиво. Кстати, Белява — родина Рейневана, находится неподалёку, в 20 км.
Вот это желтое здание, кусочек которого виден на фото — ратуша. Последнее восстановление после пожара пришлось на 18 век.
А на этом фото выглядывает башня ратуши.
На главной площади — памятник астроному 17 века Марии Кунице.
К северу от центра города — та самая знаменитая Церковь Мира. Выстроена она в фахверковом стиле, что совершенно необычно. А связано это вот с чем. Силезия к 17 веку стала большей частью протестантской, особенно учитывая шведскую интервенцию во время тридцателетней войны. Но по Вестфальскому договору она должна была отойти под прямой контроль императора, следовательно, по принципу «чья страна того и вера» Силезия должна была стать католической. Шведские дипломаты, поддерживая протестантов, настояли на разрешении построить три протестантских церкви. Строить разрешили, но только на следующих условиях: строить не дольше одного года, и использовать только дерево (и другие мягкие материалы, но не камень). При этом, несмотря на крайнюю послевоенную разруху, протестанты смогли собрать значительные средства для постройки. При поставленных условиях, лучшим вариантом было построить церковь в фахверковом стиле: это и быстро, и из дерева, и выглядит красиво, и достаточно прочно, чтобы обеспечить большую вместимость. Вроцлавский архитектор Альбрехт Сэбиш построил таким образом все три церкви: в Свиднице, Яворе и Глогове. Эта — самая большая из них.
Вот вход в храм. Внимательный читатель заметит маску на лице одного из туристов, и сделает вывод, что путешествие было совершено недавно.
В храм входят через баптистерий. Деревянная купель вырезана мастером из Еленьей Гуры — города неподалёку от Свидницы, возле судетов, куда я поехал на следующий день.
Рядом висит изображение Тайной вечери.
Вход в храм находится сзади, то есть вначале попадаешь в пространство перед алтарём. Здесь хранится колокол. Чем он знаменит и какого он века я не уточнял, я вообще таким не особо интересуюсь. Ну правда, колоколам же не присваивают звезды Мишлен, да?
На нём изображены олени.
Вот алтарь (вход в храм находится позади него), вырезанный из дерева. Его сделал около 1730 года столяр Готтфрид Август Хоффман, уроженец Дрездена.
Отдельно сфотографировал Тайную вечерю.
Над алтарём — небольшой орган 1695 года, пожертвованный Зигмундом Эберсбахом. А семь висюлек над алтарём символизируют семь печатей из Апокалипсиса.
Амвон, как и алтарь — от Хоффмана.
Песочные часы на амвоне отмеряли время проповеди.
Вот общий вид храма, как мы его видим, обернувшись назад.
Барочный орган был сделан Г.Клосом из Бжега в 1666 году, а в конце 18 века улучшен Зайтзусом из Зомбковиц.
На потолке — фрески Апокалипсиса.
Среди нескольких апокалиптических сюжетов затесались пирующие ангелы. На некоторые сюжеты я обращаю внимание в первую очередь, как говорится, где сокровище ваше — там будет и сердце ваше.
Галереи для вместимости расположены аж в три этажа. На перилах написаны цитаты из Библии и нарисованы картинки.
В раздатках написано что этих картинок 47. Я сфотографировал некоторые из них. Тополь ли это над городом или жар-утка?
Ветер дует на какое-то дерево.
Солнце светит на немецкого (?) орла.
И на ананасы виноград.
А вот картинка самого храма.
Странные шахматы 5х5.
А эту картинку можно идентифицировать по-настоящему, судя по дате снизу это осада Яффы.
На одной из галерей — большая ложа Хохбергов, главных спонсоров храма. Хохберги — это влиятельный и богатый род Силезии. Неподалёку от Свидницы находится их родовой Ксёндзский замок, в котором, помимо прочего, хранятся какие-то работы Хоффмана.
Снизу — двуглавый орел.
Сверху — герб Хохбергов и Ройсов.
Герб Баратеонов с одним черным оленем. Не знаю чей, такой
герб достаточно популярен.
Колокольня была построена позже, в 1708 году (сразу не построили, так как одним из первоначальных условий было отсутствие колокольни). Стоит рядом с храмом, тоже построена в фахверковом стиле.
И рядом — церковный музей.
После осмотра храма я пошел завтракать. Дивитесь, сколь красив и дивен храм, если я решил завтракать после храма, а не наоборот.
Кафе называется «седьмое небо», а раньше называлось «барок-кафе». Оно находится возле входа в парк, в котором храм.
Внутри простой деревенский интерер, ни разу не барочный.
Второй этаж — уже в стиле фахверка.
Вот мой завтрак: барок-чай с коровкой и шарлотка. В Польше шарлотка — это много яблок между тонюсенькими слоями теста, здесь добавили ещё слой чего-то вроде пастилы. Поодаль лежит коробка, в ней конфеты, которые я взял с собой как сувенир.
После завтрака пошел гулять по центру города. Наткнулся на статую стаи кабанов. Кабан — символ Свидницы и присутствует на гербе города.
Это красивое здание — региональная прокуратура.
Гродска — типичное название красивой улицы в центре польского города.
Пока я гулял, пришло время обеда.
Я пересёк железную дорогу.
И попал в парк Сикорского. Здесь установлена реплика Фоккера, это связано с тем, что Манфред фон Рихтгофен провел детство в Свиднице.
Разумеется я пошел в этот парк не просто так. Рядом находится ресторан «Красный барон». Этот ресторан отмечен в желтом гиде Го-Миё (в Польше мишленовские рестораны есть только в Варшаве и Кракове).
Внутри простой, современный, слегка элегантный интерьер.
Я взял обычную свинину в панировке с картошкой, капустой и свеклой. Было вкусно.
Затем пошел гулять в восточную часть города. Там расположен
католический собор св. Станислава и Вацлава. Он построен в
готическом стиле в 14 веке. Шпиль башня здесь самая высокая
в Силезии — 103 метров, и окно тоже. После всех реставраций снаружи
собор всё ещё сохранил готический облик.
А вот внутри уже нет — в 17 веке иезуиты после очередного пожара восстановили интерьер уже в барочном стиле.
В храме много скульптуры. Вот например, в пределе св. Сердца Иисуса над алтарём находится деревянная скульптура.
В нижней её части — Тайная вечеря.
Вот центральный неф, украшен по-барокски фальшивым балконом.
Самый известный шедевр здесь — Свидницкая икона Богородицы 15 века.
Это прежде был лишь приходской храм, лишь недавно Иоанн Павел Второй учредил здесь кафедру и сделал его собором. За это ему памятник поставили.
После собора я продолжил прогулку по восточной части города.
Здесь протекает небольшая речка Быстрица.