Ф
chto_chitat — 21.10.2011 Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание".Федор Михайлович Достоевский - выдающийся русский писатель, рассказчик и журналист, оказал сильнейшее влияние на художественную литературу двадцатого веа. Первый из его известнейших романов - "Преступление и наказание", был опубликован в 1866 году. Не стану пересказывать сюжет, расскажу лишь о заинтересовавших меня психоэмоциональных связях Родиона с окружающими женщинами. Итак, "Преступление и наказание" - правонарушение как освобождение от ведьмачих чар.
Родион Раскольников - главный герой романа, живет в окружении женщин: мать и сестра, Катерина Ивановна и Соня Мармеладова, старая ростовщица и домовладелица, падшие женщины разгуливающие по Сенной площади, владелица борделя - все они, и друзья и враги, так или иначе задели обнаженный нерв мужской гордости и самооценки Раскольникова.
Женщины, по мнению Раскольникова (и по мнению автора романа) делятся на две группы - хороших и плохих. Хорошие: привлекательные и сексуальные. Плохие: мужеподобные и отталкивающие. Хороших женщин немного: вероятно, только Соня и мать с сестрой Раскольникова.
Плохие везде: они правят миром, наживаясь на лишениях "хороших". Их женское начало мертво, вместо него присутствует мужская хватка, агрессия, ненависть, ориентированность на результат, - это хищные твари незнающие милосердия. Плохие женщины дерзко входят в жизнь Раскольникова, превращая его в бессильного как мужчина евнуха. Домовладелица, вдова Зарницина, мучительно унижает его: он охвачен чувством притеснения и стыда от одной мысли встречи с ней. А ведь Раскольников был помолвлен на ее покойной дочери, а значит, не был ей чужаком. Тем не менее, Зарницина не испытывает к нему жалости и сострадания. Можно с уверенностью сказать, как нелегко пришлось молодому, образованному человеку находить себя в зависимости от такой ведьмы. Его мужское самоуважение раздавлено, и он не в силах что-либо изменить.
Страшные, мужчинообразные женщины окружают Раскольникова повсюду. Из истории Мармеладов он узнает про Дарью Францевну, женщину злонамеренную, пытающуюся заманить в свои сети Соню. В полицейском участке он встречает Луизу Ивановну - хозяйку публичного дома. Ее внешний вид вызывает отвращение, - роскошная брошь и пышная одежда символизирует ее силу и власть, которую она подчеркивает перед бедно одетым Раскольниковым.
Компания "плохих" женщин включает Амалию Липпевехзель, владелицу квартиры Мармеладовой. Иностранка, требовательная и бесжалостная немка, она хочет выбросить на улицу вдову и маленьких сирот. К плохим относится и отталкивающая, практичная Гертруда Карловна Ресслих, которая пытается свести Свидригайлова с шестнадцатилетней девушкой, дочкой больных родителей.
Такие мужеподобные женщины поощряют "свободный секс", который, по их мнению, представляет удовольствие и деньги, - одним словом, власть. Раскольников же, напротив, более женственная натура: для него секс означает эмоциональную привязанность, отвественность, отдачу себя любимой женщине.
Раскольников находит отвратительными сцены, подобные той что случилась у Мармеладовых, или признания Свидригайловой - описывающие моральное и физическое насилие "плохих" женщин над "хорошими". Он оказывается в самом центре схватки двух групп - "плохих" действующих по мужски, и "хороших" которых он считает сексуально привлекательными, нуждающимися в его помощи. Но он не в силах никого спасти, таким образом вынужденно признавая поражение и то, что "плохие" женщины в большей мере мужчины, чем он сам.
Он снова и снова ощущает себя бессильным евнухом и, в некотором роде, кастратом.
Старая ростовщица Алена Ивановна вызывает отвращение одним своим видом. У нее мощный извращенный мужской подход к Раскольникову: до боли унижающий, выражающийся в оскорблениях и ехидстве. Гордость Раскольникова с трудом выдерживает удар, он чувствует собственное бессилие перед богатой и гадкой ведьмой, которая бесстыже и бесстрашно вершит людские судьбы. Единственным выходом из этой угнетающей и оскорбительной ситуации кажется очевидным: убить эту "вошь", задержавшуюся на белом свете, освободить мир от зла, и таким образом защитить того заслуживающих "добрых" женщин, восстановив в собственных глазах статус мужчины.
Отношения между Раскольниковым и Соней уникальны. Для него Соня олицетворяет женскую жертвенность, покорность, и искреннюю набожность. Она явно "хорошая" женщина. Соня тановится ближайшей и самой дорогой женщиной для Раскольникова, особенно после убийства.
Соня, бледная и испуганная девушка, вызывает желание защитить ее от жестокого мира, управляемого такими как Дарья Францевна. Но его привязанность и любовь к Соне только усиливает ощущения бессилия, ощущения евнуха и кастрата, усугубляясь тем, что любой мужчина в мире вступил бы с Соней в интимную близость, но только не Раскольников.
Ее убогое жилище является единственным местом где Соня может принимать гостей. И не просто так Раскольников избегает садится на Сонину кровать, а потому что этой ее постелью могли пользоваться все, кто готов заплатить за продажную любовь, но только не Раскольников. Раскольникова угнетает осознание сего факта, но он бессилен предотвратить его повторения как бессильный евнуг. Не будучи клиентом, Раскольников все равно не может заняться сексом с Соней, - это слишком унизительно, больно и обидно. Так он околачивается вокруг, в очередной раз теряя мужскую гордость, чувствуя себя кастратом. Примечательно, что он может встречаться с Соней только в ее комнате, глядя на кровать, воображая сцены которые на ней происходили, и обсуждать моральныые ценности.
Мать и сестра Раскольникова также являются примером "хороших" женщин. Автор их идеализирует: его мать, Пульхерия Александровна, еще не старая, сорока трех лет женщина, хранящая остатки былой красоты, выглядит моложе своих лет. Чуткая, но не до приторности, скромная, покорная. Она особенна привлекательна тем, что ее женственность возвышенна и величественна. В отношениях Раскольникова к матери виден "Эдипов комплекс". Он был ее первым, наиболее любимым ребенком, с которым связывались все надежды. Она чуть не сошла с ума узнав что Раскольникова выгоняют из университета "за неимением материальных средств". С целью помочь мать занимает денег и живет впроголодь, с одной лишь целью поддержать сына. Она безоговорочно принимает жертву дочери, умоляя Раскольникова принять дар. Столкнись она с необходимостью выбора, по примеру Дуни или даже Сони, она бы пожертвовала себя для Родиона точно также, как сейчас приняла жертву дочери. В таком случае, он стал бы сводником собственной матери, и почувствовал себя бессильным евнухом и кастратом.
Сестра Раскольникова Дуня - милая, привлекательная девушка, чей примечательный внешний вид сопоставим с блестящей индивидуальностью. Ее основными добродетелями считаются широта ума, твердость характера, моральная чистота, и целомудрие. Она одна из идеализированных "хороших" женщин. Раскольников не только испытывает эдипов комплекс к своей матери, в его отношених наличиствует и элемент инцеста по отношению к Дуне.
Будучи бесчестно изгнанной из дома Свидригайлова Марфой Петровной, она вынуждена принять предложение Лужина о замужества, несмотря на свой страх и отвращение к мужчине. Ей нелегко отказаться от будущего и принять предложение Лужина. Она говорит матери что принимает решение рушащее ее жизнь, но спасающее брата. Но как сам Раскольников воспринимает известие о женитьбе сестры? Он разрывается между чувством жалости к матери и Дуни, замешанном на страхе за них. Он понимает, что Дуня жертвует исключительно за него. Она вынуждена продавать себя, хотя и в рамках брачного союза. Все равно что Соня, только "хуже, отвратительнее, примитивнее", поскольку в случае Дуни это сделка заключается ради роскоши, а в случае с Соней ради элементарного выживания. Дунина жертва воспринимается Раскольниковым болезненнее, поскольку Дуня ему ближе чем Соня, и он снова чувствует себя бессильным.
Дуня и Соня имеют много общего с жизнью Раскольникова. Он тоже чувствует себя выхолощенным в отношениях с Соней. После смерти отца он единственный мужчина в семье, продолжатель рода, долженствующий защищать своих "хороших" женщин, а именно мать и сестру. Но Раскольников не в силах выполнить мужской долг и освободить их от нелегкой женской доли, что заставляет чувствовать Раскольникова почти импотентом, так же как в случае с Соней.
Таким образом, Раскольников вынужден стать сводником для собственной сестры, в то время как Лужин становится клиентом. Это усиливает ощущения "кастрации", почти такое же ужасное для Раскольникова, как ощущение смерти. В отчаянии он кричит: Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!" Он не может принять жертву, потому что в таком случае сам превратится в подлого Мармеладова, пьяного сутенера собственно дочери, утратившего все мужские черты.
Раскольников предстает как противоположность Лужину, остающемуся мужчиной лишь благодаря богатству. Лужин не только забирает у Раскольникова Дуню, но еще и злословит на Соню при Раскольникове, бессильно стоящем рядом. Приход Лужина в семью Раскольниковых ранит мать, поскольку Лужин не терпит тещи в собственном доме. Мать видит знамение расставания с собственной дочерью. С женитьбой Дуни, мать также жертвует собой в пользу сына.
Все женщины которых любил Раскольников страдают у него на глазах от мук, причиняемых другими мужчинами. И опять он не в силах никого защитить. Униженный и обесчесченный, он опускается на уровень деградировавшего евнуха, как Мармеладов. Раскольников не видет выхода из ситуации кроме убийства ростовщицы, воплощения зла, угнетателя "хороших" женщин, сводничать которых он вынужден. Это его решение на пути к спасению несчастных "хороших" женщин и в деле восстановления утраченного статуса мужчины.
Подводя итог, замечу, что Раскольникова привлекают "хорошие" женщины, но он не может вступать с ними в близость. Он не может иметь любовь с Соней, потому что она девушка легкого поведения, а Раскольникова отталкивает мыль отождествления себя с ее клиентами. Он не может спать с сестрой или матерью, не вступив в инцест. Кстати, последние подвергаются повторяющемуся эмоциональному насилию других мужчин на глазах Родиона, ставя его в положение сводника. Он страдает, он унижен, он ощущает себя кастратом, и он не в силах вырваться из порочного круга. С другой стороны, "плохие" женщины преобладают в его жизни, подчиняя своей воле, унижая, ментально насилуя, кастрируя, не оставляя надежды на освобождение.
Под влиянием разочарований и унижений, Раскольников находит единственный способ решения личных проблем - убийство, позволяющее ему снова стать сильным и добрым, вырваться из заточения слабости и безнравственности. Преступление Раскольникова восстанавлиевает его мужскую самооценку, в нем он видит альтернативу мужскому поведению. Убийство помогает Раскольникову сбежать от реальной действительности наталкивающей на самоубийство, поскольку он осуждается пожизненно, убегая от мира в котором ежедневно подвергается кастрации.
Рекомендация - читать.