Евтушенко

Отсылка к Бродскому очевидна, но интересно не это. Евтушенко 80 лет, от его красоты ничего не осталось, хотя благородство в чертах лица все равно есть. Он остался последним из могикан. Со всеми их пороками и достоинствами. Смешно, он сидит в муаровом пиджаке, расцветка похожа на обивку дивана. Галстук пронзительно голубого цвета с красным рисунком. Старый попугай. Очень старый. И его жаль. Он старается быть искренним и не может не врать и не хвастаться, потому что это его натура. Двуликий Янус, последний шестидесятник, со всей противоречивостью приспособленец, который тем не менее написал "Бабий яр" и "Танки идут по Праге".
Удивительно, он всю жизнь любил свою первую жену Беллу Ахмадулину, и говорит он о ней очень поэтично и с такой нежностью, в разводе обвиняет себя, а ведь прошла очень длинная жизнь. "Со мною вот что происходит" - это посвящено Ахмадулиной. Ерунда, что развелись они из-за романов красавчика Евтушенко. Жить с поэтом - это иметь дело с его бабами, а уж если поэт популярен на всю страну и красив как американсий актер, а самовлюблен, как павлин... Ахмалулина была человеком бескомпромиссным, развод объяснила в стихе:
Я думала, что ты мой враг, что ты беда моя тяжелая, а вышло так: ты просто враль, и вся игра твоя - дешевая. На площади Манежная бросал монету в снег. Загадывал монетой, люблю я или нет. И шарфом ноги мне обматывал там, в Александровском саду, и руки грел, а все обманывал, всё думал, что и я солгу. Кружилось надо мной вранье, похожее на воронье. Но вот в последний раз прощаешься. В глазах ни сине, ни черно. О, проживешь, не опечалишься, а мне и вовсе ничего. Но как же всё напрасно, но как же всё нелепо! Тебе идти направо. Мне идти налево.
И не измены она имела в виду, конечно нет. А вьюшийся запашок вранья от всего что он делал.
Нет в живых Беллы, а он, старый уже человек, хочет рассказать о чем-то очень для него важном, а продолжает врать и хвастаться.А Беллу вспоминает с невероятным теплом.
Посмотрите, Евтушенко - тоже наша история. Лживая, лукавая, с проблесками порядочности - но другой истории у нас нет. И не надо сравнивать Евтушенко и Бродского, это явления разного порядка. Бродскому, как и Довлатову - повезло. Они опоздали к оттепели, они моложе. Кто знает, что бы с ними было, если бы они читали стихи и рассказы на стадионах, когда им было лет 20 с копейками. Медные трубы - сильное испытание. Высоцкий прошел, но ведь его и не покупали, талант его был неконвертируемый в советские блага. Он был единственный, кто советскую власть хамски обманул, хотя какой ценой - ранней смертью, алкогольной и наркотической зависимостью. Он умудрился быть самым популярным человеком страны и не торговать собой. Но он был актером с невероятной харизмой, и его полюбила "Колдунья". Иначе все бы кончилось раньше и печальней. Бродский заплатил ссылкой и эмиграцией за Нобелевку - его медные трубы. У каждого поэта той эпохи была своя мера порядочности и своя мера таланта. Был старый анекдот:
"- Я никогда не продавался!
- А почем вас покупали?"