Евстигнееву 88 ...
pilip_pilipich — 09.10.2014
Сегодня день рождения замечательного и выдающегося актера Евгения
Александровича Евстигнеева, ему бы исполнилось 88 лет. Кто скажет,
что это много, но я скажу что мог бы ещё жить и жить и радовать нас
своими разносторонними образами в кино и театре.
Евгений Александрович Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в
Нижнем Новгороде.
Детство Евгения прошло на окраине, в посёлке им. Володарского.
Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими:
Александр Михайлович — металлист, Мария Ивановна — фрезеровщица.
Женя рано, в шесть лет, остался без отца, мама второй раз вышла
замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны
Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать
электромонтёром. Потом год проучился в дизелестроительном
техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать.
Четыре года он слесарил на заводе «Красная Этна», занимался в
самодеятельности, играл джаз.
Евгений Александрович был очень музыкален, виртуозно играл на
разных инструментах: на гитаре, на рояле и даже на вилках. Выступал
в разных местах. Однажды в 1946 году в кинотеатр, где в составе
джаз-оркестра Евгений играл ударником, пришёл директорГорьковского
театрального училища Виталий Лебский. Директор от одного актёра
узнал, что там необыкновенный ударник, и решил посмотреть. Парень
действительно был странный. Он играл так виртуозно и самозабвенно,
вытворял с барабанными палочками нечто невообразимое, заслоняя
собой целый оркестр и приводя публику в восторг. От него нельзя
было оторваться.
После того как оркестранты отыграли очередную композицию,
Виталий Лебский подошёл к музыканту и спросил его: «Молодой
человек, не хотите ли вы стать драматическим актёром?» На что
Евстигнеев простодушно ответил: «Я не знаю». — «Тогда вот вам мои
координаты, и я жду вас у себя», — продолжил Лебский и вручил парню
бумажку с адресом училища.

В 1946 году Евгений был зачислен на первый курс Горьковского
театрального училища. Окончив театральное училище в 1951 году,
Евстигнеев был распределён во Владимирский областной драматический
театр имени А. Луначарского.
В 1954 году поступил в Школу-студию МХАТ, причём сразу на
второй курс.
В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ создали
«Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового
столичного театра — «Современник».
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В.
Массальского).
В 1960 году Е. Евстигнеев вступил в КПСС.
Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев
сыграл в 1960 году в спектакле «Голый король» по пьесе Евгения
Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля —
Евстигнеев проснулся знаменитым.
Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году —
после роли Дынина в фильме режиссёра Элема Климова «Добро
пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
Последней ролью Евстигнеева в «Современнике» был Дорн в
«Чайке» А. П. Чехова в 1970 году.

В 1971 году вслед за Олегом Ефремовым, перешёл в труппу МХАТа.
Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и
Валентина» по пьесе Михаила Рощина. В декабре 1980 года у
Евстигнеева случился инфаркт. На рубеже 90-х годов он сыграл в
Театре Антона Чехова Фирса в «Вишнёвом саде», в 1991 году — в
АРТели АРТИСТОВ Сергея Юрского — Глова в спектакле«Игроки-XXI».
Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме
В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак».
В 1988 году году сыграл профессора Преображенского в фильме
«Собачье сердце».

Евгений Евстигнеев — актёр широкого диапазона ролей, но
наиболее удачными были характерные роли. Неброская внешность —
сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом
«картошкой» и оттопыренными ушами — компенсировалась большим
артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием.
Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически
моментально угадывал и формировал персонажа, создавая
импровизациями то, что было нужно режиссёру. Евстигнеев вписывался
в любой актёрский ансамбль, был абсолютно убедителен и органичен в
любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро он заработал себе высокую
профессиональную репутацию, участие его в фильме и спектакле
гарантировало сенсационный успех.
Евстигнеев был универсален. Положительным героям он даровал
скромность, душевную открытость и теплоту, обаяние,
интеллигентность; отрицательным — чёрствость, мстительность,
умственную ограниченность, отталкивающее поведение.
Евгений Александрович Евстигнеев умер перед операцией на
сердце в Лондоне 4 марта 1992 года (по другим источникам — 5
марта)[4].
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок №
10).