В период существования Nabucco-West попытки покуситься на трубы
«Южного потока» продолжались. Существует мнение, что Евросоюз в
целом и Болгария в частности затягивали выдачу разрешения на
строительство российской трубы, чтобы реанимировать провальный
Nabucco. По той же причине «Южный поток» не получал исключение
из-под норм действия Третьего энергопакета. Хотя к тому моменту
стало очевидно, что количество желающих реализовать крупный
газотранспортный проект без доступа к ресурсам газа стремится к
нулю.
Но российская сторона не захотела, чтобы ее руками кто-то таскал
горячие каштаны из костра. Поэтому «Южный поток» прекратил
существование. Возникло сразу два проекта – «Турецкий поток» (31,5
млрд куб. м) и «Северный поток – 2» (55 млрд куб. м). Если судьба
второго сейчас находится в подвешенном состоянии, оказавшись
жертвой политических вкусов лидеров европейских стран, то первый
успешно функционирует.
«Южный поток» не канул в небытие, как Nabucco, а вполне успешно
трансформировался. Ирония ситуации заключается в том, что, не
вставляй Евросоюз палки в колеса российскому газопроводу, Италия и
близлежащие страны никак не пострадали бы от аварии на газовом узле
в австрийском Баумгартене в 2017 году. Казалось бы, сама газовая
отрасль прозрачно намекает на разницу между верно и неверно
понимаемой энергобезопасностью, но Брюссель оказался достаточно
уперт, чтобы эти намеки не замечать.
Но почему Nabucco просто исчез, хотя все оказывали ему поддержку, а
«Южный поток», пусть и в ином масштабе, но заработал? Среди всех
причин, которые породили такую разницу, главной можно назвать
наличие ресурсной базы. Оператор Nabucco (Nabucco Gas Pipeline
International) должен был только разработать проект, построить
газопровод и собирать платежи с производителей. Чисто европейская
модель: владелец трубы не должен владеть ресурсом. Поставщики
голубого топлива только бронируют транспортные мощности. Именно они
должны были решать, откуда поступит газ. Знаменитый принцип
«построй трубу, а газ в ней самозародится». Но труба не главное,
главное – газ.
И этот факт был учтен ЕС при выдаче исключений для азербайджанского
«Южного газового коридора». Кстати, тот тоже не против был бы
воспользоваться свободными мощностями «Южного коридора».
В начале 2010-х годов «газовый оптимизм» Европы улетучился. Больше
никто не ожидал, что потребление голубого топлива вырастет с 502
млрд куб. м (по состоянию на 2005 год) до 815 млрд куб. м к
2030-му. Умы европейских чиновников и политиков охватил «зеленый»
энергопереход. Поэтому никто не захотел тянуть откровенно
провальный проект, для которого так и не нашлось поставщиков газа и
необходимость которого в прежние годы объяснялась стремлением
снизить резко возрастающую зависимость от одного поставщика
(России). Кроме того, Европа на рубеже 2000-х и 2010-х годов вошла
в период экономического кризиса, последствия которого не преодолены
до сих пор.
В начале 2010-х годов «газовый оптимизм» Европы улетучился. Больше
никто не ожидал, что потребление голубого топлива вырастет с 502
млрд куб. м (по состоянию на 2005 год) до 815 млрд куб. м к
2030-му
Зато в 2010-х ЕС под давлением экономических проблем научился
отделять зерна от плевел, а бесперспективные проекты – от имеющих
право на существование. Наконец Евросоюз перестал верить, что газ
самозарождается в трубе, и начал больше сотрудничать с
поставщиками, отдавая предпочтение практике долгосрочных
контрактов.
Надеемся, вам понравилась эта отсылка к концовке фильма «Игра на
понижение». Если же вы ее не уловили, то ничего страшного. Ведь
мысль о том, что ЕС чему-то научился, – всего лишь шутка. Есть
маловразумительные проекты, которые существуют годами и не знают,
во что бы им превратиться, к какому поставщику пристроиться. В 2022
году некоторые из этих проектов получили второе дыхание.
Сын Посейдона
Летом текущего года компании DEPA и Edison объявили тендер на
работы по созданию береговой инфраструктуры газопровода EastMed.
Ожидается, что общая сумма контрактов составит 1,3 млрд долларов. А
Saipem и Allseas вскоре должны объявить тендер на изыскательские
работы по маршруту морской части газопровода.
EastMed, а точнее, Eastern Mediterranean pipeline, должен соединить
месторождения восточной части Средиземного моря (израильский
Левиафан и кипрскую Афродиту) с Грецией. Ожидается, что далее
голубое топливо пойдет по газопроводу Poseidon и по интерконнектору
Греция – Болгария. Что касается технических параметров, то
протяженность магистрали должна составить 1,9 тыс. км, максимальная
глубина укладки на дно – порядка 3 тыс. м, а производительность –
10 млрд куб. м (с возможностью увеличения до 16 млрд куб. м).
Разумеется, EastMed имеет статус проекта общественной важности, на
него не распространяются ограничения Третьего энергопакета.
Для понимания масштабов задуманного заметим, что мощность
«Северного потока – 2» составляет 55 млрд куб. м при 1,2 тыс. км
протяженности и максимальной глубине укладки на дно порядка 450 м.
Впрочем, уже реализованный «Южный газовый коридор» при сравнимой с
EastMed мощности имеет большую протяженность (если считать только
участки TANAP-TAP – 2,7 тыс. км).
Кроме вполне ощутимой поддержки со стороны Евросоюза, EastMed
традиционно одобряли Соединенные Штаты. Так, в августе 2019 года
прошли переговоры министров Греции, Израиля и Кипра при участии
помощника госсекретаря США. Наше сравнение этой магистрали с
«Северным потоком – 2» не является немотивированной попыткой лишний
раз напомнить о выдающихся качествах российского проекта. Это
представители Америки в ходе этой встречи назвали EasternMed
Miterraneanpipeline заменой «Северного потока – 2». Почему? Зачем?
Кто знает. Видимо, такова была политическая целесообразность.
Отчего-то это не помогло привлечь инвесторов.
В январе текущего года США объявили, что больше не поддерживают
проект. Казалось бы, что за беда. Вот «Турецкий поток» Штаты не
поддерживали, и ему это нисколько не помешало.
Вашингтон направил в Грецию документ, в котором указал, что не
поддерживает проект, так как он не является экологически чистым, а
также в нем отсутствует экономическая и коммерческая
жизнеспособность. Можно было бы задаться вопросом, почему эти черты
не были заметны сразу. Но в действительности данные характеристики
не так важны, как финальная: проект создает напряженность в
регионе.
Действительно, EastMed стал предметом споров между представителями
Израиля и Евросоюза с Турцией. Всё упиралось в Северный Кипр,
который хоть и является непризнанным государством, но в то же время
он – факт объективной действительности. И эта объективная
действительность в лице Турции оказалась против газотранспортного и
добычного проектов, которые входят в сферу интересов непризнанной
республики.
Так как же понимать новость о тендере, который объявили DEPA и
Edison? Неужели с морской частью EastMed всё решено? Стоит
напомнить, что тендер (даже тендер на очень-очень важный проект за
много-много денег) еще не означает начало строительства.
В какой-то мере EastMed можно назвать «сыном» ранее упомянутого
проекта Poseidon, с которым DEPA и Edison носятся уже 17 лет.
Кстати, тендеры на работы по созданию береговой инфраструктуры
этого газопровода проводились примерно в 2011 году. И завершились
они оглушительным успехом.
Что никак не мешает ENTSOG и GIE все эти годы рисовать Poseidon
многообещающим пунктиром на своих картах. В какой-то момент этот
газопровод даже предлагался в качестве продолжения «Турецкого
потока».
На данный момент более реалистичным считается вариант доставки
израильского газа в Европу через Египет. В июне текущего года глава
Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Египта Абдул-Фаттах
Халил Ас-Сиси опубликовали совместное заявление по вопросам
климата, энергетики и «зеленого» энергоперехода. Среди прочего там
было сказано о том, что природный газ из Израиля, Египта и «других
источников в регионе Восточного Средиземноморья» будет поставляться
в Европу через египетскую инфраструктуру, предназначенную для
экспорта СПГ. Прекрасный, невероятно жизнеспособный вариант. Если
сравнить с EastMed.
EastMed далеко не единственный морской проект Евросоюза, который
имеет мало шансов на реализацию
Пунктиром по морю
В действительности EastMed далеко не единственный морской проект
Евросоюза, который имеет мало шансов на реализацию. Так, даже в
качестве наброска на карте исчез многообещающий (кому-то и что-то)
газопровод Gasdotto Algeria Sardegna Italia. Технико-экономическое
обоснование по этому проекту было завершено еще в 2005 году, а в
2007-м Италия и Алжир заключили межправительственное соглашение.
Качать по трубе предполагалось 8–10 млрд куб. м. Но проект
отложили.
До сих пор условно существующим считается фантастический
черноморский проект White Stream. Он несколько раз менял
конфигурацию с 2005 года, когда о нем было объявлено впервые. Но
основная суть проекта остается прежней: доставить каспийский газ
через Грузию по дну Черного моря в Румынию, Украину и далее – в
Центральную Европу. Как и другие европейские проекты, находящиеся в
полуобморочном состоянии, этот скромен по мощности – 8 млрд куб. м
(с возможностью увеличения до 32 млрд куб. м). Впрочем,
реализованный «Южный газовый коридор» тоже поставляет в ЕС довольно
скромные 10 млрд куб. м.
И здесь мы приходим к интересному моменту, на который надо обратить
внимание. Практически вся альтернатива России – это относительно
скромные проекты, большинство из которых вряд ли когда-то будет
реализовано. Даже если Европа продлит эксплуатацию отдельных
месторождений на своей территории и реализует через несколько лет
все свои «диверсифицированные» маршруты, то в лучшем случае ей
удастся компенсировать часть падающей добычи. В этой ситуации
тяжело будет бороться с «зависимостью от России». Получается, что
надеяться Евросоюзу остается только на катастрофическое падение
спроса. Что ж, мечты сбываются.
Лидер среди сомнительных
Последним проектом, который мы рассмотрим в этой статье, является
газопровод, который намерены построить Нигерия и Марокко. Он
одновременно достаточно удивителен и явно пытается найти
финансирование на теме санкционной войны Европы против России. И
делает это весьма нестандартным образом. Но для начала суть
проекта.
Нигерия и Марокко в лице Nigerian National Petroleum Company и
ONHYM несколько лет назад задумали построить один из самых
протяженных газопроводов в мире. Длина его 5660 км, проходить он
должен через 11 стран.
В мае текущего года министр нефти Нигерии Тимипре Силва заявил, что
«Россия выразила заинтересованность» в финансировании проекта. Его
слова прозвучали после того, как представители Евросоюза стали
говорить о надеждах на Нигерию, видя в ней замену нашей страны на
рынке ЕС.
Отказываемся думать, что слова министра – попытка поторопить
Евросоюз с инвестициями. В конце концов, разве может страна,
которая поставляет европейцам до 15 млрд куб. м из добываемых 50
млрд куб. м газа, пытаться давить на партнеров? Особенно в
ситуации, когда на сверхамбициозный проект не нашли необходимой
суммы денег, а есть ли у Нигерии достаточно газа – неизвестно.
Завершая наш рассказ, заметим, что сегодня на Западе высказывается
мнение, что текущий конфликт ускорит переход к безуглеродной
энергетике, а также приведет к реализации альтернативных проектов,
которые стремительно проведут Евросоюз через угольное и газовое
чистилище 2022 года к «зеленому» будущему. Его высказывают в том
числе и российские нефтегазовые эмигранты. Мы даже допускаем, что
это мнение – правда. Но между правдой и истиной есть огромная
разница. Истина – это безопасный путь во тьме между бездной и
чудовищами, а правда – это та дорога, которую выбираешь лично ты.
Поэтому ты можешь говорить чистую правду, но при этом вести людей в
пропасть или в зубастую пасть.
Энергетика требует планирования на десятилетия вперед, далеко за
пределы президентских сроков и модных для этого сезона тем. Те, кто
забывает об этом, обрекают себя и свои страны на неизбежный
энергетический, а с ним и экономический кризисы