Еврейский авангард
bogachkova1957 — 21.03.2024
В Еврейском музее и центре толерантности выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», которая прослеживает зарождение и развитие еврейского модернизма как нового уникального явления в искусстве ХХ века.
Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. После отмены черты осёдлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. Ведущие еврейские художники — Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, принадлежавшие к различным течениям авторы, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».
Экспозиция в пяти разделах демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.
Зал еврейского народного искусства. В этом разделе показан Арон Кодыш (главное место синагоги и шкаф для хранения свитков Торы), скрижали, детские амулеты, настенные лубки - все, что окружало будущих авангардистов с детства. К этим еврейским сюжетам и символам они, повзрослев, обращались в своих работах. Для интернационального авангарда и русского футуризма ориентация на народное и «примитивное» искусство была одним из важнейших принципов художественной программы, и еврейские художники выбирали именно еврейскую изобразительную традицию.
Зал Культур-Лиги. Марк Эпштейн, Александр Тышлер, Эль Лисицкий и другие обратились к модернизму в связи с его отказом от фигуративного реализма, не способного отразить национальную еврейскую культуру. Кроме того, модернизм соответствовал требованиям иудаизма, который запрещает изображение человека. Абстракция помогла художникам передать смыслы еврейского творчества и распространить его в мире. Чтобы сохранить и развить еврейскую культуру, художники, писатели и общественные деятели в 1918 году организовали общество Культур-Лига. В этом разделе выставлены работы ее резидентов. Это и серия Иссахара-Бера Рыбака «Местечко», где изображены персонажи и интерьеры еврейских поселений, обложки книг Эль Лисицкого.
А ещё четыре эскиза вывесок в жанре примитивного искусства, которые Натан Альтман написал, чтобы получить диплом мастерового — он давал художникам возможность выехать за черту осёдлости. Мечтая о жизни в столице, Натан Альтман держал экзамен в ремесленной управе Бердичева. Там перед цеховой комиссией, состоящей из лучших маляров города, он выполнил эскиз вывески, состоящей из фруктов, цветов и надписи. На выставке представлены подготовительные рисунки к этой важной для судьбы художника работе.
Московский штаб Культур-Лиги. Центр экспозиции — воспроизведённая выставка авангардистов, которая состоялась в апреле 1922 года в Большом Чернышевском переулке (сейчас улица Вознесенского). Эта выставка представила трех крупнейших еврейских художников, в творчестве которых в то время наиболее ярко проявились главные тенденции еврейского авангарда - от пластических экспериментов у Штеренберга и радикального языка революционного символизма у Альтмана до визуального проектирования национальных культурных утопий у Шагала. В центре выставочного пространства выгородили одноэтажный дом из трех небольших залов, каждый из которых посвящён отдельному художнику и его работам — Шагалу, Альтману и Штеренбергу.
В зале Шагала показываются проекции его работ для Еврейского камерного театра (ГОСЕТ). Марк Шагал создал в ГОСЕТе оформление для спектакля «Вечер Шолом-Алейхема», а также выполнил несколько панно «Введение в еврейский театр», которые располагались на стене и в простенках между окон. Шагал работал над декорациями два месяца. Всего художник создал девять панно, семь из которых сохранились до наших дней.
Композиция многофигурного панно (см. первое фото) строится с помощью основных геометрических фигур – кругов, квадратов и треугольников, в которых можно видеть символическое уподобление космическому строению мироздания, вселенной жизни и театра как ее отражения. На полотнах — главные деятели организации, сам художник, сцены из спектаклей, надписи на идише, свадебный стол как символ счастливого финала, а ещё аллегории искусств (драма, литература, музыка и танец) в виде людей. Представленный цикл произведений «Введение в еврейский театр» (оригиналы в ГТГ) признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала.
Еврейский театр. Еврейский камерный театр (ГОСЕТ) в течение 1920-х годов представлял собой яркий образец международного авангардного театрального искусства. Создателями сценографии в этом авангардном театре, естественно, были художники-авангардисты. Здесь были воплощены помимо пространственных фантазий Шагала, и новаторские конструктивные проекты Альтмана и Рабиновича, в которых театральные представления могли разворачиваться одновременно в трех измерениях сцены.
Александр Тышлер и Марк Эпштейн сотрудничали с другим авангардным коллективом – театральной студией Культур-Лиги под руководством Эфроима Лойтера. Для всех этих художников еврейский театр был особой сферой их авангардных исканий и экспериментов.
А этот эскиз «Свадьба мертвецов» Фальк написал специально: «Для того, чтобы убедить режиссёра и актёров в правильности своего замысла…».
На новых этапах. В первой половине 1920-х годов творчество многих еврейских художников в России продолжает развиваться в русле авангардных тенденций мирового и русского искусства. Это и кубистические композиций Александра Лабаса, цветодинамические конструкции Александра Тышлера, аналитическая скульптура Иосифа Чайкова и супрематические проуны («проект утверждения нового») Эля Лисицкого.
К середине 1920-х годов еврейские художественный объединения были ликвидированы, а еврейские художники были интегрированы в советское, «интернациональное» искусство и его организационные структуры. Для еврейских художников открываются и новые темы, но и возврат к образу еврейского местечка, в изображении которого в тот период сохраняются модернистские и некоторые авангардные приёмы. Образ местечка приобретает ностальгический и мемориальный характер, как например, у Сарры Шор или Герша Ингера.
Всего на выставке представлено более 100 живописных и графических работ. Кураторы: Кристина Краснянская, Мария Гадас, Светлана Амосова.
Использованные источники: Материалы выставки; Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному. The Art Newspaper Russia. - https://www.theartnewspaper.ru/posts/20240304-kmub/.
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Рядовые граждане стимулируют государство корректировать общественный договор
След Сити в деле попыток уничтожить Иран и свисток в арабском котле - Израиль с
Город #5 — Обычная питерская... зима :)
Уровень жизни средней советской городской семьи 1985 г. относительно 2016 г.
Самые полезные приложения смартфона для путешественников
"Благодаря, Согласно, Вопреки"...
Руками не надо машинкой
Тайны глубин: в поисках окуня и щуки карстовых озер

