Евгений Петросян: ...Это я посоветовал Демьяненко на роль Шурика. Вместо себя!
amarok_man — 30.11.2024
Здесь, в этом посту, очень интересны фотографии Евгения
Петросяна...Здесь небольшое интервью Евгения Петросяна 2010 года.
Оно забавно еще тем, что «Ваганыч» еще счастливо женат на Елене
Степаненко.
далее от автора поста: "...Феномен Евгения Петросяна в том, что,
сколько бы ни бросали булыжники в его огород недоброжелатели, а он
живее всех живых: все тот же голос, хитрющая улыбка и сотни разных
лиц на все вкусы и все круговерти жизни. Как ни включишь телевизор
– он там! Сменяются эпохи, политические курсы, уходят вожди и
народные кумиры, а он остается величиной постоянной.
Разве уже одно это не уникально?
«ВЕСЬ ЮМОР ЗАИМСТВОВАН У МЕНЯ»
- Евгений Ваганович, а, на ваш взгляд, в чем секрет
популярности Петросяна?
- Этот вопрос уместно было бы задать зрителю. Что касается
меня, то, как говорится, «о своей скромности я могу говорить
часами».
- Хорошо, давайте поговорим. Вы на эстраде (страшно подумать!)
более 50 лет, «перешутили» оттепель, период застоя, перестройку,
несмешные девяностые... А свою первую публичную шутку
помните?
- Недавно одному очень знаменитому артисту я сказал: «Большое
тебе спасибо! Ты сегодня по телевидению рассказал шутку, с которой
я выступал еще в школьных концертах».
- То есть он выдал ее за свою и совсем свежую?
- Да в том-то и дело! Почти через полвека я услышал
собственное: «Наш человек - недоверчивый. Вот скажи, что на небе
300 миллиардов 488 миллионов две тысячи 100 звезд, - он и поверит.
А напиши на двери: «Осторожно, окрашено!» - не поверит ни за что!
Подойдет, пальцем ткнет, лишь тогда признает: «Да-а, действительно
окрашено...» Вот, собственно, эта шутка и была одной из первых. А
вообще, знаете, я заглядываю иногда в юмористические кладовые
интернета - там 20 процентов «заимствовано» у меня.
- Были ли у вас в детстве кумиры?
- Для моего поколения кумирами в юморе были два артиста: Чарли
Чаплин и Аркадий Райкин. И я восхищался обоими. Фильмы Чаплина знал
наизусть, а с Аркадием Исааковичем даже общался.
- Когда вы поняли, что эстрада - ваше призвание?
- Я понял это в семь лет. Мы жили в Баку, и родители как-то
повели меня на юмористический концерт двух артистов, читавших
Чехова и Зощенко. Так вот на этом самом концерте меня поразил такой
факт: один дядя стоит на сцене, чего-то веселое рассказывает, а
тысяча людей умирают со смеху. Меня это просто сразило! Ведь в те
послевоенные годы люди ходили хмурые, улыбались мало. После этого
концерта я решил, что буду таким вот дядей, чтобы люди от моего
выступления хохотали.
В 12 лет я впервые вышел на взрослую сцену Бакинского клуба, в
бабочке, в концертном костюме и прочитал эстрадный монолог. Дай
Бог, чтобы я имел такой успех сейчас... Вы не поверите, но к 16
годам я опробовал все ипостаси артиста: вел концерты в парном и
сольном конферансе, разыгрывал сценки из оперетт, играл в
драматических постановках Народного театра, даже в кукольный театр
меня занесло!
«СЫН ПОЛКА»
– Вашими учителями были Рина Зеленая, суперклассики советской
эстрады Лев Миров, Борис Брунов, Мария Миронова... Сегодня даже
трудно себе представить, чтобы столько корифеев сцены занимались бы
вот так с никому неизвестным мальчишкой.
- С учителями мне действительно повезло: окончив эстрадную
студию, я сразу попал под опеку знаменитых артистов старшего
поколения. Они меня называли «сыном полка», давали советы,
приглашали домой, кормили, видя голодные глаза молодого нищего
артиста. Мне не надо было два раза повторять - я запоминал и
усваивал все сразу, как электронная машина.
Помню, как-то в начале 1980-х годов сидел на кухне у родителей
Андрея Миронова Марии Владимировны и Александра Семеновича
Менакера, пел песни, которые они исполняли в конце 50-х в своей
программе «Кляксы», а они плакали. Не могли поверить, что кто-то
еще это помнит…
- Говорят, вы были дружны с Леонидом Утесовым...
- Я пять лет проработал конферансье его оркестра и дружил с
ним до самой его смерти. Утесов был остроумным, лучезарным
человеком, гражданином своей страны с большой буквы. Стоило ему
спеть новую песню, как ее подхватывала вся страна. А какое
количество историй о театральной жизни он знал?! Музыкант из его
оркестра как-то попросил: «Леонид Осипович, удивите каким-нибудь
именем человека, с которым вы были знакомы?» Утесов мгновенно
ответил: «Ну, вот как ты сейчас, сидел я, а напротив меня адмирал
Колчак».
- Ваш опыт подтверждает горинский афоризм: «Смех продлевает
жизнь тому, кто смеется. А тому, кто шутит – укорачивает»?
- Да, в нашей стране был периоды, когда шутить было
небезопасно. И все равно именно юмористы первыми открывали
запрещенные темы. Так, в конце 80-х мы с Мишей Задорновым
заговорили о политике, о коммунистах, Генеральном секретаре,
Политбюро и Ленине с критической точки зрения. Мы ничего не
боялись! Помню, тогда мой тесть, царствие ему небесное, говорил,
как в том фильме «Берегись автомобиля»: «Женя, тебе посодють… »
(Смеется.)
А я видел, выступая в огромных дворцах спорта, как зал
содрогался от смеха и аплодисментов. Билеты в любом городе сметали
за два дня на две недели вперёд. Надо сказать, что тогда сатира
добирались до высот невиданных. Эффект был потрясающий! После моего
выступления в Ленинграде, во Дворце спорта, мне рассказали такую
историю. В Смольном на заседании какой-то директор завода начал
всех чихвостить, резать правду-матку, а когда после собрания к нему
подошли и поинтересовались: «Какая муха тебя укусила?», он ответил.
«Да вчера был на концерте Петросяна. Что? Ему можно, а мне нет?» В
Ростове, помню, приехали сотрудники КГБ и оцепили весь Дворец
спорта. Им нужно было решить, запретить меня или сесть в зал и
смеяться со всеми вместе.
- И что они выбрали?
- Хохотали, конечно, от души! А к концу 90-х годов мне
показалось, что нам, юмористам, пришла пора разбираться в
человеческих взаимоотношениях. И я ушел с головой «туда»
«ЭТО Я ПОСОВЕТОВАЛ ГАЙДАЮ ДЕМЬЯНЕНКО»
- Это правда, у вас была перспектива сделать карьеру в кино?
Будто бы Леонид Гайдай предлагал вам роль Шурика «Операции
«Ы»…
- Не «будто бы», а я даже репетировал с Гайдаем в 1964-ом! Но
потом отказался. Мне показалось, что Шурик - лирическая роль, а я
хотел быть комиком. Хотя на фотографиях для проб выглядел
неплохо... Между прочим, это я Гайдаю посоветовал: «Возьмите
Демьяненко! Он только что здорово сыграл в фильме «Карьера Димы
Горина».
Меня приглашали на многие интересные роли, но жизнь всегда
давала мне подзатыльники и ставила на место, которое я занимаю.
Например, я мог сыграть Бони в классике советского кино «Сильва»,
но столько раз на репетициях поднимал в танце довольно грузную
партнёршу, что надорвал спину, сорвал съемку – и опять не смог
играть. Я научился читать знаки и понял: жанр, который я выбрал, -
моя судьба, и измены он не потерпит.
- Недавно в журнале «Форбс» написали, что ваш шуточный бизнес
приносит хороший доход?
- Эта публикация, которую все газеты перепечатали, - вранье! И
ведь мало того, что слухи о гонорарах, мягко говоря, сильно
преувеличены. В нашем деле зарабатывать стало сложно: аренда зала,
реклама, гонорар кассиров, авторов, транспортные расходы,
гостиницы, - все это часто при неполных сборах с концерта приводит
к минусу.
- А как же «палочка-выручалочка» - корпоративы?
- Нет, у меня, как правило, не получается, когда за столиками
едят. Обычно я от таких предложений отказываюсь. Не потому, что
считаю это низким. Просто некомфортно себя чувствую, когда артист
меняется в сторону искусства массовика-затейника. Мне нужна
театральная обстановка
«НЕ ЗАЦИКЛИВАЕМСЯ НА СЕКСЕ»
- Кроме сцены, у вас есть какие-то увлечения, отдушины?
- Никаких хобби у меня нет. Отдыхать я вообще не умею. Иногда
пишу книги. Чукча не только читатель, но и писатель.
- В обычной жизни что может вас развеселить?
- В быту я – очень смешливый: меня могут рассмешить разные
вещи. Ну как не развеселиться? Помню, на гастролях в Киеве мне
предложили дополнительный концерт в городе Белая Церковь.
Возвращались поздно. Шофер заплутал в темноте. Я начал возмущаться:
"Как же так? Ни одного указателя. Ну, хоть бы какой повесили, самый
плохенький!" И вдруг вдали видим указатель, быстро подъехали к нему
и прочитали: "Все дороги ведут в коммунизм". Абсолютно реальная
история! Или в Сочи в санатории "Русь" я сдавал кровь на анализ.
Сестричка заворожено-заворожено смотрела на меня и на прощание
сказала: "Постараемся для вас сделать хорошие анализы".
А как вам такой эпизод из жизни? Как-то в сочинском Летнем
театре я читал монолог «Пугала огородного». Когда я произнес: «Я -
начальник большой! Секретарша - вон, сидит на цепи, лает на
посетителей...», на сцену вышла собака, остановилась, вызывающе
посмотрела сначала на меня, потом в зрительный зал. Раздался
гомерический хохот зрителей. Я мгновенно отреагировал и воскликнул:
«Жучка, пойди скажи, что я занят, у меня важное совещание со
зрителями». Самое удивительное, что после этих слов собака
немедленно ушла.
- Из этой серии случай, как однажды в Киеве, заселяясь в
гостиницу, вы целью приезда указали… «шпионаж».
- Был такое в середине 1990-х. Когда между нашими странами
образовалась граница, меня как человека, считавшего Украину родной,
обидел вопрос: цель приезда. Ну я и начал юморить. В графе
«домашний адрес» написал "Москва. Кремль. Как войдешь – налево".
Сейчас бы уже не шутил. Наши страны забрались в такие «дебри», что
это неуместно…
- Вас часто обвиняют в консерватизме. Мол, это старый,
низкопробный юмор…
- Отвечу совершенно серьезно: театр Петросяна, если говорить с
художественной точки зрения, - самый прогрессивный театр миниатюр
на сегодняшний день, рассчитанный на широкую всероссийскую
аудиторию. Правда, у нас очень большой недостаток по сравнению с
некоторыми молодыми артистами. Даже два: мы не ругаемся матом и не
«зацикливаемся» только на сексе и прочих интимных вещах. И дальше
как-нибудь проживем без этого.
- Есть темы, над которыми не будете шутить никогда?
- Конечно! Для меня юмор – дело нравственное. Никогда не буду
шутить над какой-либо религией, и никогда этого не делал, даже
когда советская власть требовала. Не буду шутить над верёвкой в
доме повешенного. Вот, пожалуй, и всё
«Д-Д-ДУРАКИ-ТО ОСТАНУТСЯ…»
- На ваших концертах были Хрущев, Брежнев, Андропов, Фидель
Кастро, Хоннекер, Ельцин…Кто из лидеров стран, вождей смеялся
громче всех?
- Брежнев! Как я сказал на своем юбилее: «Если собрать
аплодисменты Брежнева со всех моих концертов, получится минут на
пять… » Он прям хохотал, взмахивал руками. Ельцин сдержано
улыбался...
А я и не стремился выступать в правительственных концертах.
Мало ли, что не так... Уж не говоря о том, чтобы дружить, быть
поближе к власть имущим. Однажды после концерта в Кремле один
большой начальник вызвал меня и спросил: «Сынок, что тебе нужно?»
Он мог помочь с квартирой, с машиной. Я был на своей творческой
волне и умудрился попросить то единственное, в чем этот начальник
мне помочь не смог. Ответил: «Репертуар!»
- Одно время СМИ назойливо писали, что вы с Еленой Степаненко
развелись...
- Слухи! Когда артист популярен, обычно пишут всякий бред.
Грязное белье в этой истории искать бессмысленно. Елена Степаненко
- настоящая жена моя, венчанная. Мы даже не поссорились ни разу за
тридцать лет, что живем вместе!
- Кстати, очень интересно: о чем разговаривают за столом два
юмориста?
- Мы с Леной люди непрактичные, поэтому чаще ведем разговоры о
работе. Говорим о творческом процессе с утра до вечера. Правда,
иногда бывают и общечеловеческие темы. Например, о сосисках.
- А вы знаете, какой будет эстрада и юмор будущего? Над чем
будут смеяться лет через 10-20 или через 100?
- Юмор - это парадоксальный метод мышления, это комментатор
жизни. Все, что в ней происходит, он комментирует своим способом.
Поэтому какая жизнь — такой и юмор будет. Помню, в 1971 году я
пришел в Дом работников искусства на встречу с Сергеем
Владимировичем Михалковым. Все тогда находились под влиянием
коммунистической идеи... Сидим, ждем, что нам мэтр скажет. «Друзья
мои! - обратился к нам тогда Михалков. - Несмотря на то, что скоро
наступит коммунизм, юмористы и сатирики еще долго понадобятся.
Д-д-дураки-то останутся...»
Вообще, если говорить серьезно о юморе, наш юмор - самый
выдающийся в мире! Наиболее метафоричный, многогранный, яркий и
многообразный. Поверьте, мне есть с чем сравнивать! И наши артисты
тоже самые сильные, самые художественные в мире! Так, как смеются
на наших концертах, не смеются нигде, никогда, ни у кого...
https://dzen.ru/a/ZrsDYwRatQiCj4tm