"Евгений Онегин" и "Пер Гюнт"

Что-то я вдруг подумала... Вот есть "Евгений Онегин", в которой
одна из идей - "всё надо делать вовремя и ходить надо прямыми
путями, иначе рискуешь так отклониться от курса, что разойдёшься со
своей судьбой". И есть "Пер Гюнт", в которой идея прямых и кривых
троп (и возвращений на прямую дорогу) вообще главная.
Для меня герои этих произведений внутренне очень похожи - и героини
тоже... Все четверо имеют свойство идти против стереотипов - этакие
бунтари - и все четверо поступают в соответствии с какими-то
внутренними кодексами.
Что Пер Гюнт, что Евгений Онегин отклоняются в какой-то момент с
прямого пути и попадают в путы "глухих, кривых, окольных троп". То
есть в какой-то момент пред ними стоит выбор идти вперёд или не
идти (и он связан с женщиной и с любовью), но они сворачивают в
сторону. Грубо говоря, выбирают не ту свободу... Потом-то
возвращаются, но один под занавес, а другой - тогда, когда уже
исправить ничего нельзя.
"Онегин" страшен несовпадениями - тем, что людей разделяет время.
Был момент, когда пласты на минутку сошлись - но момент упущен и
люди оказались замурованы в параллельных, перпендикулярных
вселенных. Стремление Тани к Онегину останется таким же длящимся и
не будет находить выхода - и его стремление к ней будет точно так
же упираться в стену времени, которая их разделяет.
В "Пере Гюнте" этот временной канал остался открытым ценой всей
жизни Сольвейг - она её всю, буквально, бросила в этот портал, дабы
держать его открытым.
Героини эти и похожи, и не похожи. Похожи тем, что спонтанны и
скандальны для своего времени: следование внутренним побуждениям
требует от них вступить в конфликт с общественной моралью и они в
него вступают, рискуя потерять всё. Азартные такие девушки...
Похожи они ещё идеалистичностью: следование внутреннему камертону -
и долгу тоже, - в конечном итоге выстраивает их жизни вокруг себя.
Это люди слова: единожды данная клятва будет соблюдаться даже ценой
жизни. Правда, клятвы они немного разные дают... Но упертость в
следовании данному слову у них совершенно одинаковая.
Сольвейг опирается на религию и там может черпать силы, Татьяна
подпитывает свои идеалы через идею брака... Вот: Сольвейг
подпитывается через идею любви, Татьяна - через идею брака.
Меня что интересует? Вот я вижу два разворота одной и той же идеи:
"счастье было так возможно, но мужчина убежал, а когда прибежал
назад, стало поздно" - и две конфигурации: 1) "Герой убежал, а
когда прибежал назад, жизнь кончилась, но он хотя бы в последний
вагон успел" - и трагедия в том, что поздно очень
случилось то, что должно было случиться рано; 2) "Герой убежал,
а когда прибежал, героиня уже замужем и ничего не сделаешь - вообще
совсем поздно" - и трагедия в том, что вообще не случится то,
что должно было случиться рано.
И меня интересует: а есть ли в мировой литературе (впрочем, не
обязательно в литературе) такого же склада сюжет, где есть третий
вариант трагедии: "Герой убежал, а когда прибежал, то героиня-то
ждёт, но он сам уже женат и ничего не сделаешь - и всё вообще
совсем поздно"? (Есть ещё один вариант "Герой убежал, а
когда прибежал, то героиня уже мертва и ничего не сделаешь", но
это слишком просто. :)
Может, кому-то что-то приходит на ум? В принципе, не обязательно
герой должен бегать - героиня тоже может (хотя выглядит это
довольно-таки непривычно), но меня интересует именно такой расклад,
когда тот же, кто и убежал, сам же и залакировал своё убегание
собственной женитьбой - да так, что выбраться из ситуации стало
невозможно. Типа, понял, на ком должен был жениться, а поздно - уже
женат и не на той...
Есть идеи?
|
</> |