Europa Universalis IV
colonelcassad — 14.08.2013Вчера, спустя много-много лет наконец то вышла 4-я часть глобальной исторической стратегии "Europa Universalis" посвященной концу эпохи Средневековья и Новому времени.
Временные рамки игры обычно охватывали период с объединения Испании и плавания Колумба до Великой Французской революции и завершения эпохи Наполеоновских войн.
Первую игру этой серии я покупал еще до эры торрентов на радиотуче и уже тогда концепция игры воспринималась как откровение. В отличие от большинства условных псевдо-исторических стратегий, шведы из Paradox пытались моделирировать целые эпохи развития человечества на реальном историческом материале.
В рамках этой концепции, шведы "закрыли" практически всю мировую историю в рамках линейного времени - начиная от эпохи римской республики и заканчивая Холодной войной, практически любая эпоха доступна в играх от Paradox - хочешь погрузиться в феодальную страту и династические отношения позднего средневековья - добро пожаловать в Crusader Kings, интересует XIX век - вперед в Victoria, без ума от периода Второй мировой войны - Heart of Iron в помощь. Тему Холодной войны должна закрыть выходящая уже через пол-года East vs. West где можно будет закидать столицы блока НАТО ядерными боеголовками и установить всемирный коммунизм под водительством Леонида Ильича, а если сильно постараться, то и при жизни Сталина можно успеть. Вообщем, вся историческая серия от Paradox заслуживает отдельного материала.
Ну а 4-я Европа, охватывает самый объемный период - с 1444 по 1821 года, когда мир изменился до неузнаваемости - от раздробленных на феоды королевств, до абсолютистских империй ведущих первые подлинно мировые войны за колонии и власть над Европой. Как и раньше, это глобальная стратегия в реальном времени с паузой, когда вы всегда можете остановить время и обдумать происходящее на всемирной шахматной доске, наблюдая затем, как ваши решения меняют политическую карту Европы.
Из всех игр серии, ветка "Европы", всегда была наиболее сбалансированной - в ней нет такого погружения в экономику развивающегося капитализма как в "Виктории" или же адского микро-менеджмента миллионных армий и фронтов как в "Дне победы", да и необходимости копаться в династических хитросплетениях "Крестоносцев" тоже нет. Зато тут наглядно отображен процесс сборки раздробленной Европы в национальные государства и колониальные империи, эпоха Великих Географических Открытий, колонизация Нового Света, революция технического прогресса, Реформация и многие другие глобальные исторические процессы, отображаемые весьма доступно для понимания даже тех, кто не слишком хорошо знаком с этим далеким периодом мировой истории. Она не легкая и не сложная, она именно что сбалансированная.
Но если ты потратил время и разобрался, то игра дарит подлинное наслаждение, радуя как игровой механикой, так и своим историческим и географическим контекстом, при этом она всегда готова ненавязчиво предоставить вам авоську различных исторических или географических подробностей на тему развития того или иного государства ушедшей эпохи. При всей условности любой компьютерной игры, привязка к реальным историческим событиям, границам и войнам сохраняется - игроку же представляется возможность моделировать уже известные ситуации. К примеру привести Московию к ее имперскому величию в войнах с кочевниками, татарами, Ливонским орденом и Речью Посполитой.
А можно взять под управление Османскую Империю и попытаться не остановиться под стенами Вены, а насаждать ислам в Европе куда как обширнее огнем и мечом.
Каждая партия в "Европу", это отдельное погружение в историю нового государства - его развития, его соседей, его войн, ввиду чего ее реиграбельность практически бесконечна.
Эволюция в графике юнитов.
Общая эволюция графики.
4-я Европа не ломает этих схем, она лишь продолжает их полировку. Стал гораздо удобнее и красивее интерфейс. Улучшилась графика и юниты армий теперь перестали быть похожи на выструганных топоров болванчиков, в игровой механике добавились различные мелкие плюшки, взятые из игр про другие эпохи. Зачем изобретать велосипед, который отлично работал еще 10-12 лет назад. Его надо лишь улучшать, чем шведы уже давно занимаются, делая свою игру мечты, когда условно говоря, можно начать играть в моделированную всемирную историю с латинских поселений центральной Италии и самнитских войн, а закончить ядерными грибами над Москвой и Вашингтоном. И все это в привязке к реальной карте Мира.
Даже замечательные "Civilization" и "Total War" пасуют перед этой глобальностью. В ней оригинальным образом переплетены - торговля, война, дипломатия, религия, исследование мира, экономика и многие другие аспекты, которые в сумме дают схематичную модель развития целых стран и народов. Для тех кто любит историю и географию и главное, логику в происходящем, это настоящая находка. Разумеется, чтобы разобраться в достаточно громоздком интерфейсе "Европы", потребуется определенное время.
Разумеется, и на солнце есть пятна и "Европа" не лишена определенных недостатков. Главным бичем игры всегда был недоработанный искусственный интеллект, который не всегда мог адекватно руководить некоторыми странами, ввиду чего та же Испания в XVI веке вообще могла не заниматься колониальной экспансией, а погрузиться в утомительные войны с османами в Северной Африке и возню в Северной Италии. В 4-й итерации, его клятвенно обещали поднять на новые высоты. Как оно получиться, будем посмотреть.
Как и все игры от Paradox "Европа" имеет определенный порог вхождения - огромная карта мира с тысячами провинций с десятками схем, графиков и таблиц - всегда отпугивала казуальных игроков, не готовых тратить время на то, чтобы разобраться, как все это работает. Но если вы разобрались, то игра как бык овцу кроет практически любую глобальную стратегию от любых студий - и качеством и размерами и внутриигровой механикой. Если вас интересуют подробности, то рекомендую ознакомиться вот с этой подборкой http://www.strategium.ru/forum/index.php?showtopic=35107, где разработчики наглядно описывают, что появилось нового, что упростили, а что убрали вовсе.
Единственное но - эта игра из той серии, которая способно пожрать ну очень много вашего личного времени. Лично мне она всегда нравилась как своим историко-географическим содержанием, так и тем, что апеллировала к интеллекту, систематически требуя думать над тем, что ты делаешь. В этом для меня главная прелесть "Европы", она не только развлекает, а заставляет думать и анализировать, как будто ты играешь в шахматы или читаешь хорошую книгу.
http://www.strategium.ru/forum/index.php?showtopic=46443 - скачать или купить игру можно по ссылке
Отмечаю, что русского перевода официально нет (что для лиц плохо знающих английский может быть критично), но команда переводчиков "Стратегиума" уже работает над любительским переводом и через некоторое время, игра таки заговорит по-русски.
|
</> |