Этрусская ваза
history_ru — 08.10.2010Этрусская ваза. Эрмитаж.
Каждый ученик средней школы, пожалуй, встречался с риторическим вопросом, почему же исчезла этрусская цивилизация, столь обильно представленная в залах Эрмитажа своими вазами.
Этрусская ваза.
Тит Ливий в кн. 29, ст. 8-19 "Истории Рима", описывает случаи, когда вакхические жрецы утаскивали симпатичных юношей в подземелья, где посвящали их в таинства бога Бахуса (Диониса, бога виноделия), принуждали к занятию извращенным сексом. "Началось все с того, - пишет Тит Ливий, - что в Этрурии объявился низкого происхождения грек, несведущий ни в одной их благородных наук, с которыми познакомил нас, для совершенствования тела и духа, просвещеннейший из народов. Это был жрец и прорицатель, не из тех, кто во всеуслышание проповедует свою веру, и набирая себе платных учеников, пятнает людские умы заблуждениями, но руководитель тайных ночных обрядов".
Вакханалия.
"После того, - продолжает Ливий, - как вино подогрело страсти, а ночное смешение женщин с мужчинами и подростков со взрослыми окончательно подавило чувство стыдливости, стал набирать силу всевозможный разврат, ибо каждый имел под рукой возможность удовлетворить тот порок, к которому больше всего склонялся. Но дело не ограничилось растлением женщин и благородных юношей: из этой кузницы порока стали распространяться лжесвидетельства, подделка печатей и завещаний, клеветнические доносы, оттуда же - отравления и убийства внутри семьи, не оставлявшие подчас даже останков для погребения. Много творилось подлогов, но еще больше насилий, причем последние долго удавалось скрывать, так как крики насилуемых и убиваемых, звавших на помощь, заглушались воплями и завываниями, грохотом барабанов и звоном литавр".
В случае сопротивления жрецам, молодых людей там же могли принести в жертву. Жертву крепко привязывали к особым машинам, которые подхватывали их и погружали в глубокие ямы. Народу же разглашали, что разгневанный непочтительным поведением бог сам забрал прозелита.
Неистовые пляски, дикие прыжки, вопли участников принимались за божественное посещение, а на деле были вызваны действием алкоголя и сексуальной распущенностью. Взъерошенные женщины с пылающими факелами, погружали их в Тибр, и факелы не гасли. Чудо, по словам Ливия, объяснялось тем, что горючее вещество факела состояло из серы и извести. Среди участников этих ночных гульбищ можно было встретить людей различных классов, вплоть до патрициев. Но зачинщиками были выходцы из плебса. Возглавляли римское тайное общество, двое плебеев, Марк и Гай Атинии.
Народ всё больше втягивался в разврат; как следствие, среди участников вакханалий составлялись заговоры против существующего государственного строя. Консул Postumius серьезно занялся этим обществом, о чем он и заявил сенату. Сенат в 186 г. до н.э. году запретил эти собрания в Риме и вообще в Италии, были проведены массовые казни и разрушены капища Вакха.
Этрурия исчезла. Рим же стал империей.
Интересно, что после запрещения вакханалий вовлеченные в безумие римляне до конца не смогли отказаться от культа и составили новые празднества, получившие название либералий. Они проводились в честь все того же Бахуса, только теперь получившего другое наименование - "Pater liber" (Отец свободы). Фаллос играл в обновленном культе главную роль. "Это было непристойное изображение, - сообщает блаженный Августин, еп. Иппонийский, - которому женщины поклонялись не втайне, а вполне открыто; во время либералий это изваяние торжественно перевозили на колеснице в предместья города". На площади колесница с ритуальным членом останавливалась и одна из римских матрон, mater familias, возлагала на него венок.
Римское безумие было прекращено только с принятием христианства, что позволило шатавшейся империи просуществовать даже до времени падения Константинополя...