Этрета. Первая прогулка. Утесы вниз по течению

топ 100 блогов kolllak24.12.2019 Достопримечательности Этрета

Белоснежные меловые скалы, причудливые природные арки и гроты, закаты над Ла-Маншем.  Все это Этрета - живописное место в Верхней Нормандии. "Неплохой уголок Франции для начала свадебного путешествия," - решили мы с женой и на следующий день после свадьбы отправились гулять по утесам Этрета. В первой прогулке посмотрим на скалы, пляжи и утесы нормандского курорта по левую руку от города, если стоять лицом к Ла-Маншу.  Сама известная скала этой части Алебастрового побережья называется Falaise d'Aval, т.е. в переводе на русский "утес вниз по течению". От нее и начнем нашу прогулку.

Мне понравилась идея время от времени прерывать рассказ о Сицилии (а он будет еще долгим) анонсами моих будущих поездок. Так что сегодня будет первая часть нашего свадебного путешествия по Франции в сентябре 2017 года. Если коротко, то идея пришла следующим образом. У жены еще до встречи со мной была мечта побывать в Этрета. Я, конечно, знал об этом месте. Более того собирался ее посетить в свою поездку в Нормандию в 2013 году. Но тогда не сложилось из-за сложной логистики. Я выбирал между Онфлером и Этрета, и как городской турист, отдал предпочтение красивому городку, а не впечатляющей природе. Нормандия меня тогда приятно поразила. А после велопоездки по Бретани я поборол свои предубеждения на счет природных красот. Так что у меня тоже все сложилось: я люблю Нормандию и мне нравятся эти виды с высоких скал на море. Решено, едем в Этрета.

Начали, как вы понимаете, мы поездку все-таки в Париже. Формально Париж и Этрета весьма близко друг от друга, порядка 200 км. Но я уже знаю, что во Франции со мной вечно что-то происходит. Признаться, в первые поездки я во всем винил французов, местный менталитет и их специфический сервис. Но как-то постепенно я стал более философски ко всему этому относиться. Франция во всех отношениях шикарная страна, но вот такой тут уклад жизни, который мне не всегда понятен, будем считать, что проблема во мне. Прокачиваем дзен и наслаждаемся окружающей красотой.

Так вот, свинцовые мерзости французской жизни милые французские особенности поджидали нас уже в аэропорту Орли. Дичайшая очередь на паспортный контроль задержала нас почти на три часа. Я специально засек, ровно 2:40 мы стояли на контроль после прилета. В зал набили рейсов со всех стран Третьего мира, все очень тупили и многочисленные туристы, и немногочисленные пограничники.

Я закладываю час-два на всякие форсмажоры, когда планирую поездки. Но на такую задержку я явно не рассчитывал. Дело в том, что в в Этрета не ходят поезда с 1972 года. Вам надо сначала доехать на поезде из Парижа до Гавра, а из Гавра уже на автобусе до Этрета. Последний автобус уходил в районе семи вечера, и мы на него, конечно, не успели.

Я еще тешил себя надеждой, что расписание в интернете врет, а на месте что-то еще окажется. Но нет. В кассе сказали, что следующий автобус будет только завтра. Я подстраховался и на этот случай, по отзывам можно было без проблем уехать из Гавра на такси примерно за 40-50 евро. И вот я окидываю привокзальную площадь взглядом, а там стоит ровно одно такси, подхожу к нему:
- Месье, почем до Этрета?
- 70 евро.
- 50 и поехали!
- Не, 70 и точка.

Я кричу жене на русском:
- Этот тип вообще офигел (я выразился, скажем так, пожестче), пошли, в центре посмотрим еще.
Ну, дальше, как во всех этих "смешных историях", которые происходят с русскими туристами. Типа они такие прикалываются над каким-нибудь негром, а потом оказывается, что он Патриса Лумумба заканчивал и все понимает.
- Ребят, я не офигел, тут цены такие, и по ходу я сегодня вечером единственный таксист и ваш последний шанс уехать, - на великом могучем прокомментировал меня таксист.

Но тут уже было дело принципа. Я отказался, к русскому таксисту в Гавре кто-то подсел, и он укатил. Дальше было полчаса метаний. В центре Гавра таксистов тоже не наблюдалось, Убер показывал ровно ноль машин, мы стали прозванивать местные номера такси, с моим уровнем языка A1 это был еще тот квест. Но тут мы снова увидели нашего жадного таксиста, который прикатил на привокзальную площадь.
- Ну, что я вам говорил, знал, что вас тут снова найду, прыгайте и поехали.
Куда деваться, прыгнули. По дороге выяснили, что таксист родом из Волгограда, но уже более 20 лет живет во Франции. Цену на такси он объяснил огромной стоимостью лицензии таксиста. Отсутствие Убера он прокомментировал просто: "А мы их вызываем и потом избиваем". В целом оказался хороший мужик, как минимум не обманул, что такси в Гавре вечером в дефиците.

Если вы думаете, что очередь в аэропорту, редко ходящие автобусы и предприимчивые таксисты - это все за первый вечер, то нет. Из отеля мы вышли чуть за девять. Цель была банальная, очень хотелось есть, точнее я сказал бы жрать. В нашем отеле как-то долго мялись, но потом отказали, ссылаясь, что после 9 вечера кухня уже не работает. Подумаешь! Место туристическое, сейчас в городе найдем ресторацию.

Ха-ха-ха. Лил дождь (здравствуй Нормандия!), город выглядел почти мертвым, несколько ресторанов еще работало, но нам везде отказали, оправдываясь закрытой кухней. Спас нас какой-то бар прямо на пляже. Бармен сказал, что нормальной еды нет, но есть салат и сыр. Хмм, конечно, la salade... оказался салатом в прямом смысле, т.е. просто зелеными листочками политыми маслом.

Если вы думаете, что я тут собираюсь поныть, то отнюдь. Настроение у нас с женой было лучше некуда. Свадьба вчера прошла идеально, мы романтично сидели на берегу Ла-Манша под моросящим дождем, употребляя сидр, сыр и зеленый салат, а самом главное перед глазами у нас был шикарный вид на ту самую falaise d'Aval. Перед такими достижениями отдельные французские мелочи меркли.

Достопримечательности Этрета

На следующее утро я вышел из отеля и понял, что зря переживал за погоду. Небо было ясное и солнце неплохо так припекало, несмотря на вторую половину сентября.

От нашего отеля на горе Dormy House  открывался отличный вид на Этрета и утесы выше по течению. Мы немного пофотографировались на его террасе.

Очень приятная территория отеля. Он не в центре Этрета, но все равно совсем близко, примерно пять минут пешком.

Достопримечательности Этрета

Ну, и виды огонь. Сейчас позавтракаем и на прогулку! Пропущу наши приключения с завтраком, это снова оказался тот еще квест. После завтрако-обеда мы прогулялись по городу, обошли скалы выше по течению. А уже ближе к вечеру отправились на прогулку к скалам ниже по течению. Если стоять спиной к городу и лицом к Ла-Маншу, эти утесы будут по левую руку.

Символ Этрета - это огромная природная арка-утес falaise d'Aval. На русский язык ее название можно перевести, как "утес вниз по течению". Дело в том, что вдоль берега в Этрета проходит мощное течение, которое направлено в одну сторону. Тревел-блогеры откуда-то взяли, что эта скала похожа на хобот слона и теперь массово клонируют сей штамп во всех отчетах.

Процитирую типичный пассаж:
"На левой стороне пляжа возвышается главная достопримечательность города, которую не раз изображали на своих картинах известные художники - La falaise d’Aval. Огромная белая скала с аркой, выдающаяся в море. Мопассан сравнил ее со слоном, погрузившим свой хобот в море."

На самом деле нет. Даже поверхностный фактчекинг сразу показывает, что блогер и не думал открывать этого самого Мопассана. Давайте же найдем это место в романе "Жизнь" 1883 года:

"Сначала удалились от берега. Небо, нисходя на горизонте, сливалось с океаном. Со стороны земли высокая отвесная скала отбрасывала длинную тень у своего подножия, а ее склоны, поросшие травой, местами были ярко освещены солнцем. Там, позади, из-за белого мола Фекана виднелись темные паруса, а впереди поднималась скала необыкновенного вида, круглая и со сквозным отверстием; она напоминала собою фигуру громадного слона, погрузившего хобот в волны. То были малые ворота Этрета."

Да, Мопассан писал о слоне, но речь шла о малых воротах. Это совсем другая арка Этрета. И, окончательно, чтобы посрамить тревел-блогеров, которые переписывают друг у друга без проверки, приведу цитату, как на самом деле назвал Мопассан утес d'Aval. Ноги, а не хобот!

"Вдруг показалась большая аркада Этрета, похожая на две ноги громадной скалы, шагающие по морю и настолько высокие, чтобы служить аркой для кораблей; верх белой остроконечной скалы возвышался перед нею."

Достопримечательности Этрета

А какую же скалу на самом деле назвал Мопассан слоном с хоботом в море? Это скала falaise d'Amont (утес вверх по течению), к ней мы прогуляемся в следующем рассказе. Ну, правда же эта скала гораздо больше похожа на слона? Скажем спасибо моему скептицизму и чутью, а также энтузиасту из Этрета, который подсказал мне верные цитаты:

Мы попали на время отлива. Огромная часть пляжа обнажилась и подтянулся народ искать разных моллюсков.

Достопримечательности Этрета

Отлив - отличный повод исследовать скалы и пляжи, которые в обычное время недоступны для туристов.

Но обязательно перед прогулкой надо ознакомиться с расписанием приливов. Обязательно! Погуглил статистику, в последние годы не нашел трагических случаев, но зато регулярно кто-то из незадачливых туристов зависает на прибрежных скалах, пережидая высокую воду, ну либо ожидая службу спасения и нехилый штраф.

Развалины, которые обнажил отлив - это устричные фермы Марии Антуанетты. В 1777 году маркиз де Бельверт организовал в Этрета устричную ферму. Заказчиком проекта была Мария-Антуанетта, которая их просто обожала. В этих местах устрицы никогда не водились. Так что маркиз привез их на двух шхунах из Канкаля. В Этрета устрицы неплохо прижились, т.к. именно в этом месте выходила на поверхность подземная пресная река. Т.е. устрицы поочередно омывались соленой и пресной водой, все, как надо.

Приятно, что во Франции, как в Италии, постоянно что-то всплывает из прошлых поездок. Например, я уже видел знаменитые устричные поля в Канкале, и, конечно, ел местных гигантов на набережной Канкаля, кидая ракушки себе по ноги (это не мое быдлячество, а традиция такая).

Достопримечательности Этрета

Сохранились какие-то подобия бункеров в скалах. Скорее всего времен Второй Мировой.

Снова страшилки о приливах.

Самая большая пещера в этой скале, которую обнажает прилив, носит название Убежище человека (Le Trou a l'Homme). Во время сильного шторма в 1792 году у берегов Этрета перевернулся шведский корабль. Когда стихия успокоилась весь пляж был усеян телами моряков и только одного нашли в этой пещере. Чтобы избежать эпидемий, хоронили в то время быстро. Но на похоронах всей команды... один из моряков очнулся. Как вы догадываетесь, это был именно тот матрос, которого волны выбросили на камни этой пещеры, и он не захлебнулся, как остальные, а только потерял сознание.

Достопримечательности Этрета

Из Убежища человека в 1922 году прокопали туннель на пляж Жамбур (Jambourg). Мэр построил его по просьбе добытчиков гальки. Изначальный план - построить целую дорогу на пляж в обход скалы d'Aval, но нашлось более простое решение. Еще раз повторюсь, что перед этой вылазкой ознакомьтесь с расписанием приливов. Тут можно оказаться отрезанным от выхода на целые сутки. Утонуть - не утоните, но провести день на пляже без еды и воды - так себе развлечение. Еще хуже будет, если вас спасут, еще и штраф огромный заплатите.

На этом фото туннель хорошо виден. Также с пляжа Жамбур отличный вид на утес d'Aval.

Второе чудо природы Этрета - это утес Игла (l'Aiguille).  Высота Иглы 55 метров, т.е. примерно, как 20-этажный дом. Увы, я не читал книг из серии про Арсена Люпена. А так бы познакомился с Иглой гораздо раньше. Именем этого утеса назван роман Мориса Леблана "Полая Игла".

Достопримечательности Этрета

Прямо перед ним, почти на уровне скалы, из моря выступал огромный утес высотой более восьмидесяти метров, колоссальный обелиск, словно установленный на видневшемся из воды широком гранитном пьедестале, часть которого заострялась вверх, чуть не до самой вершины, торчала подобно зубу гигантского морского чудовища. Белый, как и скала, но какого-то сероватого, грязноватого оттенка, жуткий монолит словно рассекали поперек кремниевые борозды, напластования известняка и гальки, бесконечными веками создаваемые природой.

То тут, то там виднелись трещины, извилины, и вдруг чуть поодаль зеленела трава, показывался клочок земли с побегами, листьями.

Величественная, гордая, нерушимая твердыня, неподвластная грозному натиску волн и коварству штормовых ветров. Грандиозная, вечная громада, высящаяся посреди крепостного вала окружавших ее скал, огромный великан, вышедший из бескрайних морских просторов.

Пик Этрета был полым! Что это, природный феномен? Углубление, пробитое в результате внутренних катаклизмов или многовековой работы морских пенящихся волн, а может быть, промытое проникающими внутрь дождями? Или же это дело рук человеческих, первобытных людей, кельтов, галлов? Никогда не узнать. Да и к чему? Главное он понял. Игла была полой!

Укрытие? Да! Но в то же время и надежный тайник. Все королевские сокровища, приумножаемые из века в век, все золото Франции, все, что выкачивали из народа, вырывали из рук духовенства, все военные трофеи с полей сражений в Европе — все это накапливалось в королевской пещере. Старинные золотые су, сверкающие экю, дублоны, дукаты, флорины, гинеи, и самоцветы, и бриллианты, и всевозможные драгоценности и украшения — все было там. Кто завладеет всем этим? Кому дано будет открыть непостижимый секрет Иглы? Никому?

Итак, Игла полая, это неоспоримый факт. Оставалось выяснить, каким путем можно туда проникнуть.

Достопримечательности Этрета

Но обойдемся без спойлеров, удалось ли герою романа проникнуть в Иглу и были ли там сокровища, узнаете, когда прочтете роман. Мы решили не проверять гипотезу, т.к. несмотря на отлив, полностью дорога к Игле не открылась.

Во французской Википедии очень объемная статья о геологии скал Этрета. Я прям в начале загорелся, когда ее увидел, но потом стал переводить и что-то заскучал. Геология похоже не моя тема. Единственное, что у меня отложилось, что причудливые формы всех этих арок, ворот и игл заслуга не только ветра и морских волн, но еще и подземной пресной реки, которая выходит из под скал именно в этом месте.

Пляж Жамбур с другой стороны ограничен еще одной аркой Маннепорт (La Manneporte). Название произошло от латинского Magna - большой, т.е. буквально это Большие ворота Этрета. Мопассан писал, что во время прилива под аркой может пройти большой корабль. Взгляните на самый верх скалы. Видите эти маленькие точки? Ага, это люди.

Достопримечательности Этрета

Но хватит гулять по пляжу, пора забраться на скалы.

Видите знаменитого слона с хоботом в море? По этим скалам прогуляемся в следующих рассказах, о церкви на вершине тоже еще расскажу.

Дорога на вершину утесов вполне комфортная.

Достопримечательности Этрета

Скала для смелых. Я тут недавно признавался, что не любитель высоты. Ну, в общем не полез я туда.

Вид на пляж Этрета. Некоторые линии кажутся искусственного происхождения, уж слишком они ровные.

Вид на пляж Жамбур, по которому мы только что гуляли.

Достопримечательности Этрета

Настало время легенды о трех сестрах.

Элеанора, Жакинта и Катеринетта были дочерьми купца из Этрета. Они были известны своей добротой и красотой. Каждая девушка была помолвлена с красавцем солдатом, но всех трех юношей забрали в армию на войну.

В это время замком Фрефассе, который возвышался над Этрета правил злобный барон. Как-то раз он заприметил трех сестер и их необычайную красоту. Он преисполнился похоти и приказал им явиться в его замок.

Сестры знали о похождениях барона, поэтому очень вежливо отказали просьбе барона. Тот был в ярости, он стал буквально одержим этими девушками. Сестрам пришлось спрятаться от барона. Они выходили на воздух только ночью, чтобы прогуляться по верхушкам скал в лунном свете.

Одной ужасной ночью Барон и его верный слуга прознали про слух о прогулках под лунным светом. Они спрятались на вершине скалы, а когда девушки появились выскочили из засады и стали им угрожать.

Элеанора, Жакинта и Катеринетта побежали от барона. К счастью они заприметили небольшую расщелину в скале. Они в ужасе просочились в узкую щель. Их тяжелое дыхание и стук сердец поглотили толстые стены скалы, они замерли.

Но тут они услышали приближающегося барона. Девушки в страхе стали пробираться все глубже в расщелину. Голос барона постепенно затухал. Три сестры оказались в небольшой пещере. Когда барон ушел, девушки попытались выбраться наружу, но не смогли. Внезапно сверху упал камень и перегородил выход из пещеры.

Спустя три длинных дня с момента пропажи сестер, старушка, собиравшая гребешки, почувствовала непреодолимое желание взглянуть на вершину скал. И когда она подняла взгляд, то увидели, как три ангела подхватили души девушек и вознесли их в рай. Чуть позже по ее рассказу о чуде, обнаружили и тела девушек.

А что Титов барон? Его стали преследовать призраки погибших сестер. Барону Фрефассе не было покоя, и вскоре он умер.

Достопримечательности Этрета

Комната дев (La Chambre des Demoiselles) - та самая пещера из легенды находится внутри этих трех скал. Она открыта для посещения туристами.

Вдоль всего берега тянется огромное поле для гольфа. Я крайне далек от разного рода левачества, но тем не менее считаю гольф сомнительным видом спорта. Для кучки богачей выделена огромная (и как правило, весьма живописная территория), лучше бы тут парк устроили какой-нибудь.

Привет от молодоженов!

Достопримечательности Этрета

На мой взгляд арка Маннепорт даже более живописна, чем раскрученная d'Aval. Обязательно прогуляйтесь к ней. Еще раз предлагаю найти человечка на фото для понимания масштабов.

Вот специально его приблизил своим зумом.

Обратите внимание на два огромных белых камня перед Маннепорт. Когда-то тут стояла еще одна огромная меловая арка, но со временем она разрушилась и осталось только основание.

Достопримечательности Этрета

Крайней точкой прогулок по скалам слева от Этрета служит маяк Антифер (d'Antifer). Мы не осилили всю дорогу потому что с собой была бутылка сидра, но потом посмотрев на фото маяка, решил, что он не слишком красив. Старый маяк уничтожили немцы в 1944 году, а новый маяк слишком бетонный и скучный.

Вид на мыс Фурке (La Pointe du Fourquet).

Туристическая карта, которую нам выдали в Этрета советовала свернуть на этой дороге, чтобы посетить какую-то крутую местную ферму.

Еще одна достопримечательность Этрета - Замочная скважина (Le Trou de Serrure).

Достопримечательности Этрета

Это арка причудливой формы пронизывает скалу мыса Куртин (La Pointe de la Courtine). Скважина только кажется небольшой на фоне массивной скалы, она высотой более 10 метров.

Солнце начало садиться, и мы отправились на обзорную площадку к церквушке на другом конце Этрета, чтобы оттуда полюбоваться на faaise d'Aval в закатных лучах. Но об этом расскажу в следующей серии.

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com

Мать десантника Ильи Максимова пропавшего, предположительно, в ходе боевых действий на территории Украины, попросила прощения у граждан этой страны... «Если Илья и виноват перед Украиной и ее гражданами, я прошу его простить. Он — человек военный, живет по уставу, если он у вас, я гот ...
Великий Путин @GreatPutin Мой ответ на отказ Трампа встретиться со мной будет жестоким! Я еще раз подниму пенсионный возраст россиянам, уменьшу им пенсии и отключу канализацию в Воронеже ...
Я вижу единственный вариант удара тактическим ядерным оружием для усмирения Запада и охлаждения его воинственного пыла. Это удар по аэродрому в Польше или Румынии на которых будут базироваться Ф-16 для хохлов. Ежу поняно что на БУ таких мест нет. Скорей всего предупредят заранее как ...
Честно говоря, не могу толком определить что произошло: то ли «киберберкут» разоблачил Бабченко, то ли Бабченко разоблачил «киберберкут», то ли они вместе разоблачили СБУ. Впрочем СБУ точно разоблачил её собственный агент и, попутно, обвиняемый по делу Бабченко Вячеслав ...
11 мая 2011 года в 14.00 в Московском областном Доме искусств «Кузьминки» пройдет финал Губернаторского фестиваля-конкурса патриотической песни «С чего начинается Родина» , который проводится при поддержке Правительства Московской области и ...