Это просто Агонь! (Сен-Морис, Швейцария)

Год назад, во время своего рождественского путешествия я ехал из Швейцарии в Италию. И по пути заехал в невероятно интересный городок. Смотрите сами.
I. Город
Вообще в Швейцарии два города названы в честь святого Маврикия. Город на восточной, немецкой стороне более знаменит, он называется Санкт-Мориц. Туда едут богатые люди кататься на лыжах. Тот город, где был я, находится на западе, во французской части, в кантоне Вале. Он называется Сен-Морис. Это место скорее для культурного туризма. Тем более что к северу от Сен-Мориса находится Лозанна, Монтрё и знаменитый замок Шильон, а к югу — чуть менее известный, но не менее красивый город Сион.
Сен-Морис — типичный швейцарский городок. Центр города состоит из пары параллельных улиц. Одна из них пешеходная, очень красочная.

Параллельная ей — автодорога, ведущая из Мартиньи в Монтэ.

Эти улицы соединяет между собой площадь со зданием муниципалитета.

С противоположной стороны есть ещё одна улица. Вот здание представителей кантональных органов власти.

Возле вокзала — храм св. Сигизмунда — основателя аббатства св. Маврикия, о котором я расскажу позднее. Современное здание — 1715 года.

Внутри было довольно темно, поэтому фотография с общим видом явно не получилась.

Зато хорошо вышли фото с витражами, изображающими пророков. Вот Моисей.

Кроме главного аббатства св. Маврикия, в городе находится ещё и монастырь францисканцев-капуцинов.

Вот их церковь, построенная в 1640 году.

Здесь я нашел витраж Рождества.

Поскольку было время предрождественского адвента, в храме стоял вертеп.

Обе главных улицы заканчиваются возле аббатства св. Маврикия, о котором я расскажу позднее.

II. Окрестные деревни
Я решил сходить на мини-хайк по ближайшим деревням. Вот перешел реку Рону. Это одна из крупнейших французских рек. Начинается она здесь, в кантоне Вале, протекает через Сион, Сен-Морис, и через озеро Леман, а дальше продолжает течение уже по Франции.

Я пересёк реку и начал подниматься в гору. У подножия стоит замок 15 века. В 17 веке из-за пожара он был перестроен. Его основное военное назначение в 19 веке было прикрывать соседнюю башню.

Поднялся немножко повыше — а вот и эта башня. Её артиллерия контролировала долину, вместе с другими укрепленями, которые построил знаменитый в то время военный инженер Гийом-Анри Дюфур.

Уже в 20 веке несколько ближайших фортов были объединены подземными переходами, через Пещеры фей. Летом в эти пещеры ходят туристы. Оттуда падает живописный водопад.

Я поднялся ещё выше. Открылся вид на долину с речкой.

И на соседние деревни.

Река Рона разделяет два кантона — Валле (в котором расположен Сен-Морис) и Во. Исторически, первый — католический, второй — протестантский. Но сейчас население смешанное и там и там. Тот храм который я сфотографировал с зумом оказался протестантским.

Вначале дорога проходит по лесистому склону.

Выше склоны горы заняты сельскохозяйственными землями.

Тут и там встречаются одинокие фермы.

Вот швейцарский буйвол.

Вот я и добрался до небольшой деревеньки. Можно было бы пойти дальше, дойти до деревни Шое, и отобедать в мишленовском ресторане. Но я не рискнул идти по дороге, окутанной внезапным туманом, да ещё и без нормальной карты.

Чтобы чем-нибудь символически завершить свой мини-хайк, я зашел вот в эту небольшую часовню.

Она была построена в 1925 году, и посвящена святому сердцу Иисуса.

Обратно в Сен-Морис я вернулся тем же путём.
III. Аббатство
Пришло время рассказать историю этого замечательного города. Во время древних римлян название города было Агаунум, что трансформировалось во французское Агонь.
В третьем веке в Галлии часто проходили восстания против Рима. В 286 году для подавления одного из них сюда был временно переведён Фиваидский легион, возглавляемый Маврикием. После победы император Максимиан под угрозой казни потребовал от всех участников принести ему жертвы как богу. Так Маврикий и его легионеры стали святыми мучениками.
Эту историю записал в ~450 году Евхерий Лионский, на основе рассказов женевского епископа Исаака, который в свою очередь узнал её от Теодора, первого епископа этой области. Последний в ~350 году построил базилику в Агаунуме, на месте смерти св. Маврикия, положив начало его почитанию. В 515 году бургундский король Сигизмунд основал аббатство святого Маврикия, и к 11 веку город стали называть Сен-Морис.
C 1036 года город находился во владениях Савойского дома, пока в 1476 году не был завоёван швейцарцами. С тех пор это часть швейцарского кантона Вале.
Вот так выглядит аббатство сейчас. Оно многократно перестраивалось, и современная церковь была построена в 17 веке, а башня сохранилась с 11 века.

В соседнем здании кроме билетов и сувениров можно также купить монастырское пиво и вино.

На входе в храм с обратной стороны на разных языках написаны имена мучеников и исповедников.

Внутри это трёхнефная базилика.

В пресвитерии находятся деревянные хоры 1706 года. В центре — мозаика 1920 года изображающая смерть св. Маврикия.

Рядом с алтарём — кафедра не то каролингской (9 век), не то же даже меровингской эпохи.

На противоположной стене храма — большой орган. Он новый, 1950 года выпуска.

В капелле под башней — современный баптистерий.

На стенах баптистерия — современные (1994) мозаики. Я нашел одну с чудом в Кане Галилейской.

Витражи современные. Они посвящены житию св. Маврикия.

Самая древняя часть монастыря — за пределами храма. Это руины самых древних храмов, включая построенный Теодором, а ещё первоначальная могила мучеников.

Переходить от одной достопримечательности монастыря к другой нужно по атмосферным катакомбам, где раньше были захоронения монахов.

Клуатр здесь красивый, построенный в романском стиле, подходящем под колокольню. Но построили его недавно, в 1949 году.

Пока строили клуатр, обнаружили древний баптистерий 4 века. Он удобен для того, чтобы крестить уже взрослых.

Вот я и показал всё что видел в монастыре, за исключением комнаты между клуатром и раскопками. А там находится...
IV. Сокровищница
...самая интересная часть монастыря — сокровищница. Золота, или по крайней мере позолоченного серебра здесь — видимо-невидимо.

Большая часть экспонатов здесь связана со святым Маврикием. Первое что видит посетитель — вот эта позолоченная голова св. Кандида — однополчанина и со-мученика св. Маврикия. Надпись на иллюстрации снизу гласит, что через смерть он получил жизнь.

Зал полон стендов с реликвариями. Вот один из них. Впереди здесь стоит реликварий с шипом из тернового венца Спасителя. Позади — реликварий 13 века с куском Настоящего Креста и чехол 17 века к нему. Справа стоит кубок Карла Великого.

На кубке — несколько картин из жизни Христа. Вот Рождество.

Вот ещё стенд. Слева — направо: рука-реликварий св. Маврикия 15 века; епископский жезл начала 12 века; рука конца 12 века, приписываемая то св. Кандиду, то св. Бернарду; и наконец, реликварий 15 века св. Виктора, тоже однополчанина Маврикия.

Ещё огромная куча реликвариев разных веков, от 12 до 17.

Кому-то может быть интересно, как реликварии выглядят без оправы. Так вот, под оправой они деревянные, как вот этот реликварий 13 века, с которого её сняли.

Реликварий Теодориха, 7 век. Он не просто похож на дамскую сумочку, его действительно можно было носить на шее во время процессий.

Помимо маленьких, в сокровищнице стояло несколько больших, тяжелых реликвариев. Их на шею не повесишь. Вот этот — св. Сигизмунда Бургунского и его детей, 1160 года.

На другом реликварии (12-13 век) было 6 миниатюр сверху, посвященных литургии. Вот одна из них.

Савойские герцоги покровительствовали аббатству и способствовали почитанию св. Маврикия. Амадей VIII, например, учредил орден св. Маврикия. С тех пор св. Маврикий изображается как рыцарь, сидящий на коне. Вот например в навершии аббатского жезла 15 века. Сам жезл массивный, тяжелый, не чета софринским.

В 16 веке орден был возрождён Эммануилом Филибертом. Его лицо находится за забралом вот этого реликвария, а на попоне — крест в форме клевера — символ ордена.

Есть в сокровищнице пара редчайших сосудов. Вот бургундская чаша 5-6 века. По легенде, св. Мартин молился на месте казни св. Маврикия, и воткнул нож в землю. Оттуда полилась кровь, и для её сбора ангел подал ему вот эту чашу.

Кувшин заслужил даже отдельную статью на википедии. Датировка разниncа от 5 до 9 века, а принадлежал он, как говорят, Карлу Великому, или его внуку Карлу Лысому.

Здесь находится одно из колец, приписываемых св. Маврикию. Это сапфировое кольцо 13-14 века было подарено Петру II Савойскому, и использовалось в церемонии инвеституры.

Атеистам, возможно, скучно читать мой тревел-блог. Вот, специално для них: крест и кольцо из аметиста. Они принадлежали разным аббатам 19 века. Позади аметистов видно кадило.

Вот оно поближе. Это 15 век.

А вот алтарный крест 17 века.

В сокровищнице отведено место и для
|
</> |