Эти грязные русские, получившие гигиену из Европы...

топ 100 блогов yuss10.06.2012 Любви у русских не было.
Им её привезли с Запада.
В комментах к посту я узнал,что и гигиены у русских не было: "Кстати, а чего Вас так это завело? Ну не было в России некоторое время назад гигиены - и была заимствована из Европы . И чего? Смертность упала - и хорошо."

Одни из первых упоминаний о русской бане содержат летописи десятого века. В то время она носила названия мыльня, мовница, мовь, влазня, мовня, а также своё современное название – баня. Во времена Древней Руси поверженные племена выплачивали дань различным имуществом, в том числе и березовыми вениками.

Также существует упоминание Нестора о банях, которое вошло в «Повесть временных лет».
Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи были по цвету кожи на сваренных раков:"...Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали".

Нестор в своей летописи заключает: "Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а - мучение"....Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.

...В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство, и названного в народе - "Красное солнышко", бани именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси. Князь Владимир уже в конце 11 века своим Уставом передал бани во владение церкви. http://ei.com.ua/news/393126-istoriya-ban-na-rusi.html

Чаще всего бани строили более зажиточные сельчане, которые после посещения бани всеми членами семьи разрешали помыться в своей бане и соседям.

Те же, кто не имел своей бани, принимали водные процедуры дома-в русской печке. После того как хозяйка испечет хлеб, приготовит щи и кашу па обед, из нагретой печи выгребали золу и застилали внутри печь чистой соломой. В печь помещали бадью с горячей водой, запаренный веник и закрывали заслонку. После этого можно было мыться в печи.

Первая каменная баня на Руси была построена в Переяславле еще в начале XI дека во времена монголо-татарского ига.
http://vovaban.com.ua/istoriya-bani/

Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти. "И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка". Так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

...В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство, и названного в народе - "Красное солнышко", бани именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.

На Руси в баню ходили все В летописях X-XII веков часто упоминается о банях на Руси.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии - Киевский митрополит, повелел "заводить строение - банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. Авт.) врачевать". В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани - "истобька". Наверное, образовано от слова - истопить?

Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде "История государства Российского" приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:..."Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою.Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется...Презирает непогоду, свойственную климату северному... Закаляется своей огненной баней".

В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для "Ярославова дворища". Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в.проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

В первой половине XII века внучка киевского князя Владимира Мономаха - Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими не только знатных людей, но и простых крестьян. "Леками людям добро делала", - говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.

В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых:Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего "не быть здорову". Евпраксия уже тогда говорила об "особенности" русской бане, ее пользе, которая "предохраняет от болезни и укрепляет тело".
http://xn--c1ajahiit.com/?%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0=%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8_%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D1%82%D1%80=2

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз»[6].

В XVII веке Чарльз Карлейль заметил: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней»[7].

Описания русской банной практики оставили Иоганн-Георг Корб[8], Самуэль Коллинз[9], Станислав Немоевский[10].

они ходят два или три раза в неделю в баню, которая служит им вместо всяких лекарств.
у женщин, у которых цвет лица большей частью гораздо хуже, чем у мужчин. По моему мнению, это происходит оттого, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся.
Русский человек, привыкнув к обеим крайностям, и к жару и к стуже, может переносить их гораздо легче, нежели иностранцы. Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/flet/03.php

Наконец Москвитяне имеют общее средство (о чем я упомянул прежде) для сохранения здоровья и излечения болезней — употребление бани. Правда, климат страны их весьма здоровый и, как я сказал уже, не подвержен таким резким переменам температуры, какие встречаются в странах жарких, тем не менее, так как большая часть болезней происходит более от нас самих, чем извне, то невозможно, чтобы и Москвитяне не были бы им подвержены. Чтобы предупредить болезнь или излечить ее, они часто ходят в баню, откуда и происходить, что нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней.
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Carlisle/text2.phtml?id=1780

Тема бани широко отражена в фольклоре, в анекдотах и частушках. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев, 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев, 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем, Бабой-Ягой, колдуном и т. д.): ср.Афанасьев, 202—205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D1%8F

Баня - мать вторая: кости расправит, все дело поправит.(русская пословица)
Кто про что, а вшивый — про баню.
Пристал, как банный лист.

Только грязный народ,не знавший гигиены мог придумать такие пословицы.

Мораль?
Бани были, а гигиены не было?
Причём бани были повсеместно.
Раскопки в русских городах это доказывают.

Значит ли это, что не было позитивного влияния Запада?

Бани-лечебницы Петр I не только чтил русскую баню, но был и организатором первых водолечебных курортов в России. Посетив знаменитые европейские курорты, царь распорядился разыскивать "лечительные воды" в российских Землях.
Когда в 1703 году был основан Петербург, он разрешил строить бани всем желающим; и не бралось за то никаких пошлин.
http://xn--c1ajahiit.com/?%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0=%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8_%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D1%82%D1%80=2

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Уважаемые любители фотографии. Я, наконец-то созрел для покупки зеркальной фотокамеры. Но, так как никто из моих знакомых фотографией не увлекается, а многочисленные видео обзоры только еще больше меня запутали - решил спросить совета здесь. Меня интересует камера начального уровня, для н ...
Второго дня в тов.
Сходил вчера на юбилей Студии Артемия Лебедева . Которой — трудно поверить, но легко проверить — исполнилось 20 лет. Мало кто сейчас отдаёт себе в этом отчёт, но Студия (которая в ту пору носила название «Веб дизайн», жила по адресу web.design.ru и получила от Роспатента свидетельство ...
Phottix Geo One GPS для Nikon (полный аналог Nikon GP-1) цена 5000 рублей ***Санкт-Петербург или отправим по РФ почтой после предоплаты.*** :::Сайт производителя::: Полный аналог Nikon GP-1 . C Phottix Geo One Вы сможете добавлять в ваши снимки ...
Интересный момент в опросе ФОМ о рождаемости . Смотрите какая разница в уровне материального положения в зависимости от наличи детей. Не обязательно доходов, а материального положения семьи - смотрите таблицу насколько огромная разница между группами! Да, на детей много расходов, но ...