Эстонская пилюля от революций

топ 100 блогов gusev_a_v25.02.2024

Социальные революции в России в 1917 году, потом в Финляндии, в Германии, Венгрии и других странах поставил перед капитализмом сложную задачу поиска «противоядия». Один из самых известных способов защиты власти буржуазии – это фашизм в самых разных его проявлениях. Но он был не единственным. В межвоенные годы в ряде государств апробирование проходил метод деиндустриализации.

В отличие от пропагандистов, буржуазные политики-практики относились к учению Маркса вполне серьезно. Согласно теории Маркса главная движущая сила социальной революции, которая должна привести к победе социализма - рабочий класс. И чтобы не было революций нужно просто избавиться от рабочего класса. А избавиться о него можно только методом деиндустриализации.

Не во всех странах буржуазные режимы которых боялись «коммунистической заразы» деиндустриализация была возможна. Например, в Финляндии львиную долю рабочего класса составляли этнические финны. Поэтому там был избран самый кровавый метод борьбы с революционным движением – физическим истреблением всех недовольных и их семей - организацией концлагерей с чудовищными условиями содержания. Возможно, нигде в мире не было столь массового, в процентном отношении, истребления собственного населения как в «демократической» Финляндии в 20-е годы.

Несколько иная ситуация была в Эстонии.

Эстония при «русских» царях находилась на привилегированном положении и была одной из самых развитых частей империи. Здесь были построены крупнейшие в России судостроительные заводы: Русско-Балтийский (11 тысяч рабочих во время войны) и Ноблессера. В Нарве находилась самая большая в России хлопчатобумажная фабрика – Кексгольмская мануфактура. Только на этой фабрике работало более 14 тыс. рабочих. К 30-м годам число рабочих сократилось до 2 тыс. человек.

Всего к началу первой мировой войны число промышленных рабочих на предприятиях всех типов насчитывало 70 тысяч человек из них на крупных достигло 50 тыс., в том числе текстильщиков — свыше 19 тыс., металлистов—17,5 тыс., деревообделочников — 3 тыс., бумажников — около 3,5 тыс.

Первые удары по эстонской индустрии нанесла мировая война. Сначала пострадали только экспортные сферы экономики. Зато военные заказы усилили ту часть промышленности, которая работала на оборонку. Вторым, куда более сильным ударом по индустрии Эстонии стала её независимость и разрыв хозяйственных связей с Россией. К 1927 году на крупных предприятиях Эстонии осталось лишь 28 тысяч рабочих. Причем поменялось само понимание «крупного предприятия». Если при «русских» царях крупным предприятием в Эстонии считалось предприятие с числом работающих более 600 человек. То в 1927 году «крупным» считалось даже то, на котором работало в среднем 37 человек.

Но даже среди таких «крупных» предприятий больше половины принадлежали иностранцам (преимущественно англичанам и американцам). Причем на иностранных трудящихся было в 1,77 раза больше, чем в эстонских.

Деиндустриализации способствовала и национальная политика эстонского государства. Если в 1914 году в Таллине русские составляли 11,4 процента населения, то в 1922 году - всего лишь 6,2 процента.

До независимости русские в Эстонии - это квалифицированные рабочие, деятели науки, культуры с относительно высокими доходами. После провозглашения независимости и Тартуского мирного договора Эстонии отошел город Печоры и прилегающий к нему район с русским населением. Русские времен эстонской независимости – это сельчане, беднейшие слои населения. Учитывая, что большая часть населения Эстонии была в 20-30-годы XX  века бедной и очень бедной, то характеризуя русское сельское население Эстонии можно говорить о настоящей нищете.

С самые мелкие земельные наделы в Эстонии были именно у русских.

Сами эстонские власти называли деиндустриализацию «данизацией» экономики. Предполагалось, что в Эстонии, как в Дании, будет сделан акцент на разведение крупного рогатого скота.

Благодаря «деиндустриализации-данизации» Эстония действительно начала производить в товарных количествах сливочное масло на экспорт. Однако эстонское сельское хозяйство было хуторское, с низкой механизацией и производительностью.

Впрочем, это тема другого разговора. Сейчас важно понять: привела ли деиндустриализация Эстонии к снижению революционного движения и падению авторитета коммунистических идей?

В конце 30-х годов в СССР подсчитали, что «главными кадрами пролетариата» в Эстонии являются 53 тыс. промышленных рабочих, 72 тысячи сельскохозяйственных батраков и около 20 тыс. рабочих в транспорте, торговле и т.п. Все они разбросаны по мелким предприятиям. Если Кекгольмская фабрика с 14 тысячами рабочих при царизме могла влиять на власть, то рабочие предприятий-лилипутов такого влияния не имели.

Тем не менее, деиндустриализация с уходом экономики в аграрный сектор, как средство от влияния коммунистических идей, в Эстонии себя не оправдала. Дениндустриализация с уходом в сельское хозяйство без социальных потрясений и утратой независимости в многополярном мире невозможна.

Не исключено, что деиндутсриализация без социальных потрясений и утраты государственной независимости в многополярном мире невозможна вообще.

После распада СССР все западные страны из «золотого миллиарда» провели у себя деиндустриализацию нового типа, которую назвали «постиндустриализм»: промышленное производство и пролетариат вместе с ним оказались в странах глобального Юга и в Азии. А в Европе и США акцент был сделан на развитие финансовой сферы и сферы услуг.

Но, этот тип деиндустриализации, уже демонстрирует несостоятельность – он был годен только для однополярного мира с диктатом одной страны. Уже сейчас видно, как деиндустриализация Запада привела к тому, что за два года войны с Россией на Украине даже в США, не говоря о Европе, не смогли наладить производство артиллерийских снарядов в нужных объемах. Рост промышленного производства приведёт к реиндустриализации в США, а следовательно к росту числа рабочих, и, как следствие, к росту популярности коммунистических идей.

Впрочем, эти же процессы будут наблюдаться и в России, если промышленное производство будет расти и далее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Возвращаясь сегодня с Пасторгского по кольцевой отметил, что автоматические ...
Дмитрий Демушкин, лидер запрещенного движения «Славянский союз»   Дмитрий Дёмушкин Дмитрий Демушкин, лидер запрещенного движения «Славянский союз» – Убийство Буданова только добавит радикализма как среди националистов, так и ...
Мой предыдущий пост, посвященный борьбе с ресторанными стереотипами и разговору о маленьких порциях , не оставил равнодушными желудки многих читателей и собрал сотни непонимающих в комментариях. Но это нормально. Люди не готовы отказываться от собственных мультиков и заблуждений, ...
Всем приятного аппетита!! ...
Спасибо, друзья, что поделились идеями для конкурса! Не зря вас пытала. В конце концов вернулась к той затее, которая здесь в ЖЖ мне нравилась больше всего. Такие "угадайки" я впервые увидела у Ярослава all_radio и пару раз помогала ему в их организации. Ярич дал "добро" на ...