Эстетика

топ 100 блогов yakobinets21.05.2010 Если в России вдруг случится революция и к власти придут какие-нибудь "новые свежие силы" (неважно даже, какого политического направления) - я советую всем присматриваться к одной вроде бы малозначительной вещи. К эстетике.

Если новый режим создаст свою оригинальную эстетику - значит, в нем что-то есть. Если он этого не сможет сделать или вообще проигнорирует такую "мелочь" - значит, режим безблагодатен, лишен внутренней силы и, как говорят китайцы, "не увидит хорошего конца". Какие бы замечательные декреты о земле и мире он при этом не издавал.

Эстетика определяет сознание властей и всего народа. Причем слово "определяет" здесь имеет двоякий смысл - и "показывает, демонстрирует", и "создает, устанавливает". Такая вот диалектика, подтвержденная многими историческими примерами.

Возьмем нынешний российский режим, установившийся в 1991 г. Вся его эстетика, за немногими исключениями, крайне убога, да к тому же в основном покрадена у предыдущих эпох. Пошлый золоченый орел с трусливо-удивленно-злобно-хитрожопыми мордами увенчан царскими коронами - это, видимо, символизирует демократию. Две башки с коронами, кстати, удивительным образом соответствуют нынешней ситуации. Третья корона над ними - это, не иначе, ZOG)). В лапах демократический орел держит державу и скипетр... с ещё одним орлом. Круче был бы только герб, нарисованный Эшером. С царственной птицей безумным образом сорчетается сталинский гимн, в очередной раз переписанный почетным Луи Давидом СССР/России господином товарищем Михалковым. Сталина, правда, поменяли на бога, но мы-то знаем... И дальше, сверху вниз, от государственного герба до вывески на дверях распоследней управы распоследнего городишки тянется непрерывная последовательность визуального убожества. Пошлость и идейная эклектика режут глаз, но отлично показывают характер нынешнего государства. Новая парадка от Юдашкина - это уже апофеоз.

Причина проста. Никаких идей и твердых убеждений у нынешней "элиты" нет. У коммунистов были, у фашистов и нацистов (тьфу на них!) были, у американских и французских буржуазных революционеров 18 века были, у единорастов - нет и не будет. Попил бабла - не идея, равно как и надувание щёк. Если бы они верили в официально заявленную демократию как вышеперечисленные энтузиасты прошлого верили в свои идеи, то не побоялись бы выкинуть на помойку и монархические, и коммунистические символы, заменив их своими, действительно новыми. Но они не верят, и от этого неверия они эстетически бесплодны. Могут только бесконечно скрещивать ужа с ежом, рожать золоченые пустышки.

Теперь отвлечемся от нынешнего безобразия и обратимся к великому и трагическому прошлому. Советская Россия - это вам не наноимперия. Там была и идея, и абсолютно преданные этой идее люди. Жестокость - да. Фанатизм - да. Ангелами те люди точно не являлись. Но им не надо было, тужась, высасывать из пальца "национальную идею" как нынешним евнухам. Поэтому новый строй родил новую эстетику, яркую и оригинальную - то, чего нынешний не сможет никогда. Эстетика революционного порыва, лаконизма и демократичности. Взамен хитровывернутой символики прошлого - красное знамя, серп, молот и звезда. Долой золотые погоны - теперь бойцы и командиры носят одинаковую форму. Долой колонны и лепнину, дешь конструктивизм! Никакой парадности - проще линии, чище цвета! Впервые Россия оказалась в мировом культурном авангарде. Наш ВХУТЕМАС шел наравне со знаменитым Баухаузом (и кончил схожим образом). В нищете и разрухе рождалась эстетика нового мира. Но не родилась.

Молодой социализм как-то очень рано забронзовел. Сквозь него явственно стала проступать "Россия, которую мы потеряли". Пресловутая сталинская архитектура - странное отражение американской ардековщины того же периода. Крупнейшие заокеанские богачи и мощнейшие капиталисты, стремящиеся продемонстрировать свое сверхбогатство, вдруг сошлись в эстетике с первым в мире государством рабочих и крестьян (совсем небогатых, кстати). Тогда же в Германии нацисты стали душить прогрессивные течения в пользу имперщины. Война ускорила течение болезни. После сталинградской победы в Красной Армии вдруг появились погоны. Парадоксально: армия-победитель после величайшего своего триумфа вдруг стала копировать облик армии, нещадно битой что теми же немцами в Первую Мировую, что беспогонными красноармейцами в Гражданскую. Следом появилось золотое шитье, листочки, завитушки, и прочие шелка с брульянтами. Хорошо хоть проект формы с эполетами все же забраковали. К концу сталинского правления этот смешанный дух дореволюционного имперства и американского богатства напоказ проник буквально всюду. Символом эпохи может служить портрет самого Сталина, изображающий старика статным красавцем лет тридцати пяти. Потом пришел лесник и всех прогнал...

Хрущев, при всех своих минусах, был последним, кто "действительно в это верил". А полет Гагарина вызвал последнюю вспышку глубокого и массового энтузиазма. "Возвращение к истокам", совместившись с новой эстетикой космической эры, дало свой результат. Но того, первого революционного порыва было уже не вернуть. Новые творцы работали механически, редко в ком была настоящая искра. Их труд был сродни созданию декораций. Вернуться в Золотой век не получилось, вышел век Серебряный, за которым скоро настала пора увядания.

"Никто ни во что не верит, никому ничего не надо" - в эстетике это стало заметно куда быстрее, чем в любой другой сфере. Лаконизм перешел в примитивизм, для любой задачи был готов убогий шаблон. Все делалось будто с перепоя, и сама эстетика отошла на двадцатое место в списке государственных приоритетов. Забив на содержание, кто будет беспокоиться о форме? Смотреть без отвращения можно было лишь на то, что осталось от предыдущих эпох. У меня дома бережно хранится книжка "Далеко в стране иркутской", выпущеная в застойные годы. Содержание её в данном случае не важно (оно лучше, чем можно предположить), важно оформление. Будь под рукой фотоаппарат, я бы просто сфотографировал обложку и выложил в ЖЖ - и весь этот текст можно было бы не писать. Скромная обложка больше говорит о кризисе социализма, чем десяток научных трудов. Матерщинник Лебедев очень точно называет это "сделать на отъебись". При Брежневе такой подход стал нормой, ярко демонстрируя идейную пустоту и мертвечину.

Потом Союз умер. Настало время постмодернизма, когда жалкие наследники пытаются склеить осколки прошлого жвачкой и соплями. Остается ждать прихода новой силы, несущей новую эстетику. Ждем.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня узнал забавный факт (простите, если вдруг он уже был вам известен!). Оказывается, для расхожего анекдота про советских космонавтов, которых Партия после высадки американцев на Луну решила отправить на Солнце ( «Так мы ж сгорим!» — «В партии не дураки сидят, полетите ночью!» ), ...
"Здравствуйте, Лара. Читаю Вас много лет, покоряет Ваше умение видеть ситуацию по особым углом, невидимым для большинства людей. Особенно мне импонирует то, как Вы чувствуете мужчин, я очень надеюсь, что Вы поможете мне понять, что творится в мозгах моего супруга, мне кажется, что мы ...
Будущее как возмездие Александр ПРОХАНОВ . Можешь о себе сказать, что ты — строитель Царства Божия? Ты же чувствуешь своё мессианство? Максим КАЛАШНИКОВ. Пусть потомки скажут. О себе говорить неудобно. А наверное, если бы не чувствовал, не писал бы книги. Александр ПРОХАНОВ. ...
Дорогие друзья! В начале сентября ездил на Сахалин. 2-3 сентября в городах Южно-Сахалинск и Холмск принял участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 65-ой годовщине окончания Второй Мировой войны. Удалось выкроить несколько часов и ...
Всем прекрасна наша сибирская тайга, но вот только в весенне-летний период создают проблемы и неудобства кровососущие насекомые - комары, мошка, мокрец и слепни. С нетерпеньем ждешь лета, чтобы насладиться теплом, солнцем, цветущим и ароматно пахнущим разнотравьем, но зачастую такая вот ...