
Есть ли талант у осла? А у собаки?


Неделю назад я писала о розгрыше, который устроил критикам современного искусства профессор Пол Джордан-Смит в 1924 году. Напомню: от имени русского авангардиста он написал несколько работ, которые повергли в священный трепет ценителей, а потом публично развенчал свою легенду. Немалое количество критиков с треском перестали быть критиками – те, кто особенно подставился. Другие быстро написали, что Смит слишком высокомерен, чтобы признать собственный художественный талант. В посте и комментариях мы рассматривали именно этот вопрос – есть ли талант у профессора.
Начиная с Микеланджело, который искусственно состарил своего Спящего амура и выдал его за древнеримского, и до сегодняшних дней история подделок, фальсификаций и розыгрышей великолепно дополняет историю искусств.

Вспомню еще один забавный случай. В шотландском городе Абердин проходила выставка современного искусства в 2017 году. Проходила и ладно, все было достойно и уже несколько скучно – эффект новизны и эпатажа от современных, но подогнанных под интерес критиков работ притупился. И тогда студент Руиари Грей решил подшутить. На пустом столе в зале он оставил ананас. На утро ананас оказался застекленным и к нему висела вдумчивая аннотация. Скандал был бурным, ставшим известным на весь мир).
В моем журнале есть подробный рассказ.

Фотография «процесса творчества» из журнала «Нива» 1910, №17
Понятно, что цель обмана сатирического искусства - поставить под сомнение суждение искусствоведов. Для этого берется работа животного, например, осла или шимпанзе.
В 1974 году шла церемония награждения победителей - 12-го ежегодного конкурса искусств Mid-Mississippi.
Музей рассмотрел 786 работ, которые были оценены в различных категориях независимой комиссией присяжных.
Одну из наград получила работа «Танец Анитра». Это «маленькое волокнистое полотно, в не совсем белом цвете, со множеством интересных текстур и центральной фигурой фаллической формы».

Слева: «Танец Анистры» Алексиса Бояра. Справа: Алексис Бояр с его владельцем Джули Макдональд.
После принятия награды за Алексиса Джули Макдональд объяснила, что кусок плетения изначально был старой муфтой Алексис, найденной во время прогулки по парку прошлой зимой. Она отметила: «Он пережевал ее в довольно интересную форму. Мы думали, что это достаточно интересно для участия в конкурсе, но мы были удивлены, когда выиграли приз».
Эллиот Макдональд добавил: «Это, безусловно, подтверждает мою веру в присяжных заседателей. Они не знали художника, куда он ходил в школу, или кто его друзья. Это доказывает, что искусство — это то, что вы находите».
Макдональдс сказала, что они «жалеют, что кто-то был недоволен художественным достижением собаки» и вернула премию в музей, объяснив: «Мы дали Алексису что-то большее по его вкусу. Мы дали ему целый диван. Он старый, и Алексис может все жевать его, сколько захочет. Но я не думаю, что мы еще предложим его творчество в любом конкурсе искусства. Алексис сможет уйти в отставку победителем».

«… искусство — это то, что вы находите».
Вот и целый принцип, который определяет отношение современного зрителя к увиденному. В век цифровых технологий у человека нет визуального голода в отношении реализма, онудовлетворен, а его способность вызывать в своем воображении ассоциации хорошо развилась. Интерес к современному искусству существует поэтому, и не только, конечно, – но мы рассматриваем именно этот аспект.
Что скажете?
Бывший богослов, опозоривший элитарный мир искусства
|
</> |