Есть ли такой грех - "осуждение священника?"
stas_senkin — 25.03.2011Многие уже слышали, что закончился процесс над бывшим игуменом Харитоном, заподозренном в педофилии. Я не знаю этого человека и судьба приучила меня не быстро верить на слово. Деторастлитель он или нет, знает только Бог, хотя его вину установило следствие, а судьбу на ближайшие годы решил суд.
Но в душе всё-таки колыхнулось неприязненное чувство к этому, незнакомому мне игумену. И сразу вспомнилась моя служба алтарником в одном подмосковном храме и забавная тенденция прихожан различать грех осуждения мирянина, и грех осуждения священника. Мол, грех осуждения священника - гораздо страшнее греха осуждения мирянина.
Честно говоря, я вообще не вижу в осуждении большого греха, только напоминание и констатация факта, что "каким судом судите - таким и судимы будете". Поэтому "грех осуждения священника" кажется мне надуманным, есть куда более страшные грехи у человека. Обратитесь, например, лучше к своей семье и измените своё отношение к близким, чем со слезами на глазах исповедовать "осуждение священника", которое выражается просто-напросто в неприязни от его жадности, недостаточно уделённого внимания, гнева и других человеческих недостатков...
То есть, это обычное нравственное чувство, которое чёрное называет чёрным, а белое - белым. Конечно, это нравственное чувство бывает у некоторых искажено и изломано, иногда люди имеют тенденцию подмечать и запоминать за другими всякую гадость. Это, конечно, надо лечить. Но болезни отдельных личностей это не повод чтобы корёжить нормальное нравственное чувство нормального человека. Каждой вине должно быть адекватное покаяние, а иной раз нас учат "не осуждать" и мы пытаемся выдавить из себя слёзы за несуществующие грехи, уродуя внутреннее око души. И это изуродованное око быстро бросается в глаза неверующим и является главным аргументом в обвинении верующих в неадекватности.
Понятно, что подобное отношение - "осуждение священника - страшный грех" - вышло из монашеской практики борьбы с помыслами против старца. Если читали патерики, то помните, что помыслы против старца приравниваются к богохульству. Можно с натяжкой применить эту практику и в приходской жизни, если речь идёт о взаимоотношении с духовным отцом. Но иногда это доходит до смешного. За время моего алтарничества навидался многого, но не хочу тут приводить примеры, чтобы не провоцировать флейм. Однако вспомню одну байку про пьяного монаха, который валялся под забором и проходящий мимо мирянин в сердцах сравнил его со свиньёй. Но ему якобы явилась Божья Матерь и сказала: "Это свинья, но моя свинья". Дескать, не смеешь ты, профан, судить моих! Но ведь тогда можно применить это странное предание и к педофилам. "Да, он растлевает детей! Он деторастлитель. Но это мой деторастлитель!". Не правда ли, странно звучит?
То есть, следуя этой логике, если я говорю, что этот священник, который является деторастлителем, - деторастлитель, я совершаю страшный грех осуждения священника? Лучше, значит, считать, что эти мысли мне внушили бесы?
А по моему, если я не буду считать деторастлителя деторастлителем, то тогда искорёжу своё нравственное чувство. Если человек ведёт себя плохо, будь он даже трижды архимандрит, я в душе должен понимать, что он ведёт себя плохо, а не насиловать свою душу, сражаясь с несуществующим "страшным" грехом осуждения священника.
P.S. Я ни в коем разе, говоря о деторастлителях, не привожу в пример бывшего игумена Харитона. Потому что я его не знаю, как и не знаю всех обстоятельств этого дела.
https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.