Esse homo: между Богом и дьяволом

топ 100 блогов Игорь Кушнир07.04.2011

                 О вере гораздо проще говорить со стеной , нежели с атеистом: стена внимает тебе хоть и без всякого к тебе и предмету речи почтения, но хотя бы молча, атеист же ничтоже сумняшеся начинает обвинять верующего в невежестве, мракобесии и прочих «смертных грехах», недопустимых в «просвещённом» обществе. Причём одним из основных «аргументов» против верующих — на дворе 21-й век, а вы со своим Богом живете в Средневековье. Другим - убийственным по мнению атеистов - доводом против веры в Бога является, то что она суть удел очень слабых людей, не способных не только к самостоятельному мышлению, но и ко всякой ответственности за свою жизнь. Верить в Бога сегодня могут только люди с рабским сознанием — основная мысль всех комментариев на ГП если речь идёт о вере.

               Хорошо отдавая себе отчёт в том, что убедить атеиста словами человеческими невозможно, попытаюсь всё же порассуждать о соотношении моей личной и неприкосновенной свободы и воли Божией обо мне, моей стране и мире в целом. Впрочем слова мои обращены скорее всё-таки к людям верующим, с которыми есть желание поделиться мыслями на этот счёт. Сразу оговорюсь, что ниже будет изложена моя точка зрения, хотя и основанная на том, что прочитал у св. Отцов. Во всяком случае я так считаю.

               Все критики, те кто пытается рассуждать,а не только ругаться, да порой и апологеты Православия, помимо того что сильно упрощают взаимосвязь человека с Богом, сводя её к простейшей: «господин — раб», в своих построениях грешат ещё одним, принципиальным на мой взгляд недостатком — из рассмотрения отношений человека и Бога исключается третье лицо этих отношений — дьявол.

                «Этика, в которой на первой странице не показан дьявол, - это не этика, а ложная эстетика души.

                Ибо тогда она представляет жизнь не как ужаснейшую драму столкновения добра и зла, а как слащавую лирику для посиделок и чаепитий...»*- говорил свт. Николай Сербский в «Мыслях о добре и зле»

                 Именно такой лирикой для посиделок и является «светская этика» материалистическая по своей сути и, будучи последовательной, неизбежно заканчивающая нравственным релятивизмом под соусом из лозунгов о свободе и правах человека. Более того — моральной инверсией, когда грех объявляется сначала нормой, а потом и нравственной ценностью, что мы и наблюдаем ныне в «цивилизованном мире». Однако, это к слову.

                Итак есть три воли: Божественная, дьявольская и человеческая. Взаимодействие этих трёх воль и есть то,что мы называем историей человеческой. Будь то история отдельного человека, народа или мира в целом. В математике до сих пор нет общего решения задачи трёх тел в виду его сложности, то есть нет формулы по которой эти задачи бы решались. Между тем речь идёт всего лишь о математических(или физических) объектах, лишенных какой-либо самостоятельности и самодеятельности. Что же тогда говорить о сложности взаимодействия трёх существ обладающих разумом и волей?

               Именно сложность взаимодействия божественного, дьявольского и человеческого порождает неповторимость судьбы каждого из нас. Казалось бы — ну и здорово! Мир прекрасен своим многообразием, судьба человека неповторима...мы такие разные, тем и хороши и прочие слащавые песенки постхристианского Запада. Однако не всё так благостно.

              Свидетельством тому — вся история человечества, потоки крови и слёз, несправедливости,героизма попранного подлостью, « благородства, подавленного звериной жестокостью...добра, презренного злом»**...всё то горе, которое не покидает человечество на протяжении всей его жизни и личной и исторической. Кстати сказать, именно это горе ставят в упрёк Богу атеисты, споря с верующими: если Он всеблагой и всемилостивый, то ка мог допустить столько горя?

               Вопрос был бы оправданным, если бы в мире действовал только Бог. Но ведь это не так! Каждое мгновение существования человека взаимодействуют эти три: Бог, дьявол и человек, и каждое мгновение человек решает с кем он, пока не совершит свой последний выбор. Пусть даже за секунду до смерти, но совершить его придётся, ибо жизнь — это время выбора.

                Воля Божественная — всеблагая, чтущая свободу человеческую, как впрочем и дьявольскую,ибо пусть и с некоторыми рамками, но он действует свободно; воля дьявольская — только зла, чтущая только себя, коварна всегда и насильственна; воля человеческая — из-за поражения грехом природы человека, зыбкая, неустойчивая, склоняющаяся то к добру, то ко злу. Причем может совершенно искренне заблуждаться и быть честной во зле и вполне сознательно лгать в добре и наоборот. Двойственность человека и наличие своей воли, часто приводит его к желанию устроиться так, чтобы был на земле хоть крохотный уголочек, где человек бы мог сказать — это моё и здесь я господин! И только моя воля здесь закон!

                И Бог, уважая человеческую свободу, идёт навстречу ему и оставляет человека в его произволе. Бог, но не дьявол! Где коварством, где лестью, где и прямым насилием, играя на страстях и пороках души подчиняет себе человека, вернее душу его, ибо она есть главная добыча лукавого в его отчаянном противостоянии Богу. Вот тогда-то и начинается собственно горе человека, или народа, пожелавшего жить только в своей воле, и даже всего мира. Бог же никого не наказывает и не карает, но человек, народ, мир, отказавшись принять волю Божию о себе, в конце концов попадает в рабство дьяволу, который умом не чета человеку и в общем легко обманывает людей, почти всех, да так ловко, что человек уверен — уж он-то точно живёт по воле своей...У дьявола же цель одна — уничтожение человека и человечества разными способами — войнами, алкоголем, наркотой, погоней за чувственными наслаждениями, тщеславием — парижский повар застрелился, когда узнал что рейтинг его среди поваров упал на два пункта и он уже не первый, - алчностью... в том числе и стихийными бедствиями( пожары в России, «Катрина» в США, бедствие в Японии — как пример). В итоге человек (или всё человечество) наказывает сам себя, отказавшись от сотрудничества с Богом. В горе человек как правило начинает думать, и тут возможны два исхода: либо одуматься и вернуться к Богу, либо ожесточиться и выйти в плакатами, как в Новом Орлеане - « Мы всё равно вернёмся и отстроим!»

                Конечно же Бог не самоустраняется и не бросает человека на его и дьявола произвол. Если внимательно присматриваться к обстоятельствам своей жизни, то окажется , что обстоятельства эти складывались особым образом: либо так, чтобы мы чего-то не смогли сделать, либо наоборот — чтобы сделали. Чаще всего мы поступаем вопреки этим предложениям, тем не менее они есть...Есть Промысел Божий о нас!

                Бог заботится о людях, но никого не заставляет — Ему не нужны рабы безсловесные, бездумные, поклоняющиеся Ему из страха. Собственно Господу не нужен никто, ибо Он не знает нужды, однако Он любит людей и будет рад взаимности, при которой Его всеблагая и всеразумная воля будет воспринята человеком как своя. Собственно тогда и можно говорить о спасении души человеческой, ибо тогда дьявол уже не будет иметь власти над человеком. В конечном итоге то, как решится «задача» взаимоотношений Бога, дьявола и человека зависит от него самого, человека то есть. Именно он, то есть каждый из нас, может сказать Богу либо великое «Да!», либо великое «Нет!» И Бог согласиться с любым нашим решением, уважая нашу свободу, ибо она есть как раз то божественное что ещё в нас осталось. Ад или рай ждёт нас вечности — это зависит только от нас, каждого лично.

 

                 Вообще рассуждать о горе человеческом и всеблагом Боге можно только с точки зрения вечности. Если не принимать жизнь после смерти, то всё происходящее на земле покажется величайшей бессмыслицей...Вера — она цельнотканный хитон: либо ты одеваешь его, либо отрываешь понравившиеся тебе куски и тем только портишь, оставшись нагим... Вера — процесс настолько интимный, что судить о ней, да и то весьма и весьма осторожно могут только люди верующие. Потому спор атеистов и верующих бесконечен в силу своей бессмысленности. Компромисс тут возможен только ценой отречения от своей веры. Такое бывает и с той и c другой стороны. Впрочем это уже и не компромисс...

 

*Свт. Николай Сербский «Избранное».Беларусь.Минск. 2004 г. Издательство Свято-Елисаветинского монастыря. с. 409


** там же.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Что бы это значило )) Внутри вроде как алкашный магазин. Ну да, есть ликёро-водочный завод в Ставрополье, а ещё горная вершина там же. Стрижамент. По ней, видимо, назвали. Но для Москвы название то ещё ...
 :))) ага, я снова с ними!!!  Ну не могу я быть должной...обещала, сделала, показываю :) Начну с Леночки  lenycopsy   Как увидела эти сочные "кровавые" апельсины, так сразу и подумала о Лене :) Много вкусностей Ленуся делает с цитрусовыми и ...
В июне 1940 все французские губернаторы в Африке получили телеграммы из Лондона, в которых де Голль призывал их присоединиться к Свободной Франции. Первым, кто ответил на этот призыв, (в августе 1940, когда де Голля признала Англия) был губернатор Чада Феликс Эбуэ. Несмотря на то, что его ...
Хакеры из группировки Anonymous опубликовали видео, в котором посоветовали жителям планеты готовиться к Третьей мировой войне из-за нарастающего напряжения между США и Северной Кореей. Они считают, что оно выльется по итогу в столкновение мировых супердержав: «Налицо все признаки ...