Если служба и опасна и трудна.


Деятельность Романа Червинского стала решающим фактором национальной обороны Украины. Почему он находится под домашним арестом в Киеве?
Автор: Джошуа Яффа
The New Yorker.
"В спецслужбах часто бывает так, что люди стремятся приписать себе все заслуги, сказал бывший офицер американской разведки. – Они ищут влияния, внимания, карьерного роста это, по сути, политика". Но Червинский, продолжил бывший офицер, "казался абсолютно безразличным ко всему этому. Если мы и узнавали какие-то из этих операций, то точно не от него"…
В июне следующего года агент Степан подъехал к дому Цемаха в Снежном. В то время Цемах отошел от дел и, по словам Червинского, выглядел как обычный пенсионер. СБУ установила под его машину транспондер и знала его распорядок: каждое утро он увозил жену на работу в местный техникум, а затем возвращался домой. Степан ждал его и ворвался в квартиру. Некоторые люди в Донецке хотят с тобой поговорить,сказал он. Когда Цемах отказался уходить, Степан ударил его пистолетом и воткнул в ногу шприц с транквилизатором. Идем сказал он, поддерживая Цемаха, который оказался в полуобморочном, слабом состоянии.
Для побега СБУ подготовила старую Ладу с инвалидной коляской в багажнике. Фальшивые медицинские документы подтверждали, что пассажир Степана страдает неизлечимой болезнью. На блокпосте, контролируемом боевиками, Степан сказал охранникам, что Цемах родился в Марьинке, городе на линии фронта, и хочет в последний раз увидеть родной дом. Солдаты без лишних вопросов пропустили их.
На другой стороне пешеходного моста на окраине Марьинки их ждали четверо украинских спецназовцев. Мост был покрыт следами от взрывов, и передвигаться по нему на инвалидной коляске было слишком сложно. Степан решил спустить Цемах на сухое русло реки. Главный украинский оперативник с другой стороны, офицер-разведчик, приблизился к ним и взорвался на мине. Взрыв поднял в воздух столб земли и дыма, а взрывная волна отбросила бойца на спину. Лежа на земле, он задел еще одну мину обломок пробил зазор в шлеме и вошел в мозг. Другой спецназовец бросился к нему, но тоже взорвался на мине. Степан развернулся и, увлекая Цемаха, преодолел несколько десятков метров через мост. Через несколько дней этот командир группы умер, а другому бойцу врачи ампутировали ногу.Остальные спецназовцы доставили Цемаха в Киев.
Украинская прокуратура предъявила Цемаху обвинение в терроризме за его роль полевого командира в пророссийском вооруженном формировании. Голландские следователи стремились допросить его об атаке на малайзийский Boeing.Цемах оказался среди лиц, включенных в список на обмен по словам директора СБУ Ивана Баканова, это было требование самого Путина. Зеленский назвал обмен первым шагом к завершению войны. Голландцы были разочарованы, раздражены, даже ошеломлены. Червинский считал, что администрация Зеленского слишком доверительно подходила к переговорам с Россией. Столько усилий, чтобы найти и задержать одного человека ,сказал он. И вот так просто мы его отдали.Костенко, бывший полковник спецназовец и нынешний парламентарий, сказал .Многие операции терпят неудачу. Преследовать Червинского за то, что он стремился нанести вред врагуэто все равно, что штрафовать гонщика Формулы-1 за превышение скорости.
Продолжение следует.
|
</> |