Если ребенок не говорит
alpha_parenting — 18.08.2014 По следам недавнего обсуждения в сообществе решила собрать в кучку все свои мысли о задержке речи. Тема, надо сказать, актуальная и для меня лично. Все мои детки не торопились с разговорами. И я много энергии и сил потратила на то чтобы, во-первых, научиться с этим жить и, во-вторых, выяснить, что я могу сделать, чтобы помочь.Оригинал взят у mothersway в Если ребенок не говорит
Итак, если ребенок не говорит, неизбежно возникает вопрос о сроках. Первые слова у большинства детей появляются к году – полутора. Однако даже появляющаяся речь может быть очень разной – у одних это мама, папа и слова-имитации (би-би, ту-ту), у других предложения из нескольких слов. Произношение конечно в этом возрасте никогда не бывает чистым.
В течение первого года жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться речь. К году дети начинают подражать звукосочетаниям. Дети повторяют слова и звуки не всегда по смыслу или наоборот придавая одному слову множество смыслов. На этом этапе дети не интересуются, тем как называются предметы, его интересуют сами предметы и они, усвоив механизм понимания мамой своих желаний просто требуют. Таким образом, в этот момент речь еще не выполняет своей истиной цели коммуникации.
В течение второго года жизни у ребенка появляется потребность в общении. Если конечно он растет в среде, где это общение присутствует, если мать и другие родственники говорят с ребенком, отражают его состояние словами, объясняют свое поведение, комментируют события, называют предметы, слушают музыку и поют, читают книги. К двум годам появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Правда, они порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии. На втором году ребенок говорит только по делу, когда ему что-то нужно, что-то не получается, при знакомстве с новыми предметами и явлениями, в игре.
В это время ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь, даже если сам может произнести 5-10 слов. В этом время ребенок активно использует жестовую речь (пока- машет рукой, баю-бай – ладошки под ушко, дай- вытягивает ладошку). Однако если не стимулировать звуковую речь, то ребенок может вполне удовлетвориться этим способом коммуникации. В речи взрослых (на втором году ребенка) должно быть много слов обозначающих предметы и действия, не стоит спускаться на уровень ребенка (пойдем баю-бай, давай ам-ам).
Если все идет хорошо, то к двум годам ребенок осваивает 200-400 слов. Слова имеют смыл предложения (Миша гулять ботинки) или даже ребенок строит настоящие грамматически оформленные предложении из 2, 3 слов. Разговор со взрослым становится более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу – задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось. Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет.
Таким образом, до двух лет приставать к ребенку и беспокоиться в большинстве своем не стоит. Необходимо обеспечивать малыша общением и насыщенной средой и наблюдать. Возможно к двух годам ребенок освоит 100 слов, а не 400, это также можно считать нормой в рамках индивидуальных отличий людей.
Но есть ситуации, когда надеться на время совсем не стоит.
- Прежде всего, это когда ребенок не реагирует
на окружающих, занят одними и теми же шаблонными занятиями, ничем
не интересуется, то есть имеет аутичные черты. В этом случае нужно
срочно проконсультироваться у психоневролога или хотя бы у
психолога. Возможно, потребуется профессиональная помощь.
Главное – не паникуйте. Первая задача родителя – сделать все
возможное, чтобы малыш чувствовал себя в этой жизни тепло и
комфортно. Тогда у него появится потребность что-то сказать миру, а
при помочи специалистов шансы на это значительно
увеличатся.
- В ситуации, когда проблемы у ребенка не только с речью, а
наблюдается отставание от сверстников в двигательном (моторном)
развитии, эмоциональном, социальном, когнитивном развитии.
Как правило, это дети родившиеся от осложненной беременности,
сложными родами. В этих случаях велика
вероятность гипоксии (кислородном голодании мозга),
энцефалопатии (поражении частей мозга). Такие дети долго не
переворачиваются, мало ползают, поздно и очень неуверенно учатся
ходить, трудно приучаются к горшку, имеют сложности с питанием (не
могут жевать, крайне избирательны в еде), часто они гиперактивны,
при утомлении трудно управляемы и их трудно успокоить. В этом
случае задержка речи может идти в рамках задержки психического
развития, таким детям необходимо гораздо больше внимания, чем
обычным детям. Как правило такие дети имеют неврологические
диагнозы и синдромы и им требуется наблюдение у
невролога , также таким детям крайне желательно заниматься с
дефектологом, необходимо организовывать для них
специальные занятия, помогающие им «продвинуться» в
развитии.
Дефектолог учит детей
- координировать движения тела,
- через конструирование обучает представлениям о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу,
- лепке, рисованию, аппликации,
- играть: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту.
- различать на слух ритмы, звуки речи, последовательность звуков в словах и т.п.
- видеть и понимать окружающие предметы и явления, что позволяет расширять круг его представлений, словарный запас, связную речь.
В ситуации, когда никаких дополнительных сложностей у ребенка нет, но он просто не говорит, при этом его развитие соответствует возрасту, он активен, любознателен, то стоит акцентировать внимание на занятиях актуальных для этого возраста и способствующих развитию мозга.
В таком случае до трех лет необходимо:
- больше активной жизни - бегать, прыгать (идеально на
батуте), кататься на качелях, висеть (желательно и вверх ногами),
кувыркаться, ползать, плавать, игры с мячами разного
размера;
- больше сенсорной информации - копаться в воде, грязи,
песке, играть с природным материалом (ветки, камни, листья, шишки,
семена, ягоды), ходить босиком по земле, траве,
камням;
- развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, сенсорные
мешочки - тренировать захват предметов разной формы и размера
(кубики, шарики, пирамидки, мелкие предметы), конструкторы
требующие не только четкого попадания, но и применения силы, доски
с вкладышами, мозайки;
- логопедическая гимнастика-упражнения для мышц челюсти,
губ и языка, дыхательные упражнения. Самое простое – задувание
свечи, выдувание мыльных пузырей, имитация крика индейца, надувание
двух щек и каждой щеки по очереди, показывание языка (выдвинуть
максимально вперед, вверх, вниз), быстрое движение высунутого языка
из стороны в сторону со звуком, имитация фыркания лошади (быстрый
выдох с расслабленными губами);
- из развивающих занятий подойдут монтесори-педагогика и
песочная терапия, мягкая школа, бэби-контакт, рисование пальчиками,
ладошками, лепка пластилином тестом, глиной, музыкальные
занятия;
- много слушать: музыку, природу, город, животных, птиц,
шум ветра, воды, шелест деревьев, бытовые шумы (чайник, пылесос,
дрель, писк микроволновки, шум холодильника), обращайте внимание
ребенка как на речь, так и на неречевые звуки;
- петь и танцевать (двигаться под различную музыку
вместе с мамой и самому), пробовать играть на различных музыкальных
инструментах, стучать по различными предметам, пробовать понимать и
запоминать ритмические удары.
- и конечно разговаривать, много и обо всем. Все действия
озвучивать по сто раз. И постоянно задавать вопросы к ребенку «что
он делает». Задаете вопрос. Пауза. Даете ему самому подумать, может
он скажет что-то. Потом отвечаете в третьем лице. Потом от первого
лица. Потом просите повторить. Делать это нужно всегда и везде. Все
игры разыгрывать максимально театрально и все сопровождать
речью. Много читать, просить повторять рифмованные слова в конце
строк.
Ребенок никогда не обучается на отрицательных эмоциях, любой прогресс возможен только при положительных эмоциях. Отрицательные же рождают страх и злость, и все последующее поведение направлено на то чтобы избежать этого страха и выразить эту злость.
Да иногда стоит обратить внимание ребенка, что данную просьбу можно выразить словами, стоит повторить это слово два три раза с паузами, ожидая ответа малыша. Возможно результат будет сразу, возможно позже. Задача родителей показать, как надо, но создать при этом доброжелательную атмосферу принятия и любви.
Постепенно от физиология задержки речи мы перешли к психологии. Всем известно, что человек это не только биологический организм, но и социальный. Возможности развития ребенка напрямую связаны с тем, в какой социальной среде он растет.
- насколько ему обеспечивают комфорт и безопасность,
- как много ему уделяют эмоциональной теплоты и внимания,
- насколько он открыт личному опыту, может экспериментировать и проявлять любопытство,
- какие требования предъявляются к нему, насколько учитывается его возможности по возрасту и индивидуальные особенности.
В ситуации задержки речевого развития не лишним будет посетить психолога. Нередко родители не замечают вещей очевидных со стороны. Возможно их ожидания, требования, стиль воспитания, или климат в семье не способствуют речевому развитию ребенка. Например, мама излишне опекает ребенка, подавляя его самостоятельность, или в семье есть младший ребенок, и старший своей молчаливостью привлекает к себе внимание мамы, показывая, что он тоже малыш.
Если несмотря на все усилия в целом развитый ребенок не говорит в 3 года и не видно прогресса необходимо начинать коррекционную работу. Если ранее ребенок не посещал групповые занятия - необходимо начать, если ребенок занимался в группе – стоит добавить индивидуальные занятия. Многие родители при выборе специалиста сразу вспоминают логопеда. Однако следует иметь ввиду, что стандартные логопедические занятия наиболее эффективны в более позднем возрасте 4-5 лет, для трехлетнего малыша нужно искать специалиста, который имеет опыт работы именно с ранним возрастом.
Таким образом, мы разобрали разные ситуации:
Основная проблема | Сопутствующие сложности | Рекомендации |
Ребенок не говорит в 1,5- 2 года | Аутичные черты | Консультация психоневролога (психиатра) |
Ребенок не говорит в 1,5-2 года | Неврологические синдромы, задержка развития других функций | Консультация невролога психолога, коррекционная работа с дефектологом |
Ребенок не говорит в 1,5-2 года | Общее развитие по возрасту | Консультация психолога, развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие, общение со взрослыми, чтение, развитие речевого и неречевого слуха, чувства ритма, логопедическая гимнастика, группы раннего развититя |
Ребенок не говорит в 3 года. | Общее развитие по возрасту | Консультация психолога, логопеда-дефектолога коррекционная работа со специалистом |
В заключении, я хотела бы отметить следующее. Речь одна из важнейших психических функций, появление и развитие которой встроено в процесс психофизиологического развития. Развитие каждой функции и умений человека имеет свое время и нуждается в определенных условиях, каждая последующая функция опирается на уже имеющиеся.
Развитие мозга ребенка можно сравнить со строительством дома. Сначала закладывается фундамент (это происходит в пренатальный период и раннем младенчестве), затем по кирпичику собираются стены (от года до 7 лет) и потом кладется крыша (7-12). Чем раньше замечен дефект и приняты меры к его устранению (основные работы по коррекции желательно выполнить до 7-8 лет), тем больше шансов, что дом выйдет ровный и крепкий. Конечно и в кривом доме можно жить, но в этом случае основные силы будут уходить на то чтобы поддерживать его в целости, а не думать о радости жизни. Гораздо легче живется, когда человек использует свои возможности, нежели занят компенсацией своих недостатков.
Поэтому если у ребенка задерживается появление речи (до 2,5-3 тили более лет) и ее развитие, нужно до школы обязательно следить за своевременностью развития умений и способностей ребенка. НО при этом ни в коем случае не нагружать его сверх меры, не давать задач не посильных для него, не забегать вперед. Вообще это вредно всем детям, но если у ребенка была задержка речи, значит его развитие идет с запозданием и задача развивающей и коррекционной работы с ним это догнать и ничего не пропустить, подготовить его к школьному обучению. Догонять в школе будет крайне тяжело.
В связи с этим я рекомендую родителям детей с задержкой речи при достижении ими 5-6 лет обязательно консультироваться с нейропсихологом и логопедом. Даже если речь появилась к 2,5 и потом не было проблем с артикуляцией, построением фраз, автоматизированной и свободной речью, даже если вы работали с дефектологом и логопедом в 3-4 года, за полтора-два года до школы нужно оценить уровень развития всех психических функций ребенка.
|
</> |