Эскадрон // Szwadron (1992)
jack_kipling — 04.12.2013Фильм о польском восстании 1863-64 годов снятым не признанными баталистами Гофманом или Вайдой, а мастером комедий Юлиушем Махульским. Картина получилась по-настоящему достойной, и, что удивительно, совсем не похожей на прежний почерк режиссера, и смена жанров, тут, думаю не причем. Махульский снял очень вайдовский фильм, разве что степень трагизма в нем ниже, несмотря на сходный драматизм.
Русский драгунский эскадрон под командованием капитана Добровольского, поляка по национальности (это важно) и с приданными ему в качестве армейской разведки и спецназа казаками проводит контрпартизанские рейды в поисках повстанческих "банд" полковника Марковского. Собственно всю войну мы видим из-под козырька форменного кепи графа Еремина, молодого поручика, сочувствующего полякам. Все это блуждание близ Радома в поисках мятежников несколько угнетают его, в отличие от старших офицеров.
Действие происходит на протяжении двух весен, 1863 и 1864 годов, но Польша предстает осенней, угрюмой, болотистой страной.
Жители ее под стать погоде, такие же холодные и неприветливые, открыто выражать недовольство не смеют, ибо ясно, на чьей стороне сила, но при каждом удобном случае оскаливаются как волки. Что интересно, но как обычно русско-польские конфликты предстают как противоборство именно среди поляков, а русские здесь просто постольку поскольку - гастарбайтеры так сказать. И не важно, ссорятся друг с другом паны Хмельницкий и Вишневецкий, или Дзержинский с Пилсудским, а может, Добровольский с Марковским - все предстает сугубо польскими разборками.
В самой картине "москали" выглядят не очередными орками, а именно европейцами среди дикарей, а точнее, очередной войны местных царьков. Все слова мятежных поляков о свободе личности (видимо, акцент сделан для показа на западных кинофестивалях ) не чувствуются вообще никак. Да и сами произносящие их, похоже, не верят сказанному. Самой правдивой сценой становится разборка в кабаке, где на доводы жандарма-поляка о правильности службы русскому царю, поскольку тот, кроме всего прочего, является и законным королем Польши, старый повстанец (знакомый советскому зрителю Францишек Печка), по молодости лет воевавший уланом у Наполеона, может привести лишь этот контрдовод
Самыми колоритными являются именно русские офицеры или же местные лоялисты.
Капитан Добровольский (неожиданная роль Януша Гайоса) - с одной стороны несомненный главгад, антисемит, матерщинник, но все свои зверства, вроде повешения еврейского мальчика за шпионаж, разгрома местечка, вынужденного под угрозой расправы сотрудничать с повстанцами, казни пленных мятежников довольно убедительно аргументирует тем, что здесь по-другому не понимают, тем более что из-за восстания все прогрессивные реформы Александра Второго в Королевстве Польском будут свернуты, что в первую очередь вина мятежников.
Единственная батальная сцена фильма с косиньерами, особенно хорош приказ раненного капитана о передачи командования эскадроном поручику Еремину:
Традиционно хорош Сергей Шакуров в роли казацкого поручика Журина. Я все ждал, что в польском фильме он как и его подчиненные предстанут отморозками, однако же нет - как и молодой граф, Журин постоянно вставляет Добровольскому палки в колеса, протестуя против каждого перегиба с местным населением, особенно с евреями.
Ну и напоследок Виктор Проскурин в роли русского военврача. Отличный диалог с Ереминым о том, что есть честь и достоинство по сравнению с державой и ее величием на фоне прогона сквозь строй пойманного драгуна-перебежчика. Что интересно, люди либеральных взглядов скорее посчитают эту сцену русофобской, а вот "имперцы" - думаю наоборот.
Трейлер в виде анонса на польском ТВ.
P.S. приведено в относительно читаемый вид грамма-наци rositsa
|
</> |