Еще тезисы об образовании
alliruk — 01.01.2011 Девушка окончила математический факультет нашего университета (специальность и магистратуру), сейчас учится в магистратуре в Германии.Спрашиваю, чем отличается учеба здесь и там.
"В Германии, учась в магистратуре, я знаю, что через дорогу от моего университета находится фирма, которая будет платить хорошие деньги именно за те знания, которые я здесь приобретаю. В России непонятно было, зачем мне эти знания".
В самом деле, это очень хорошая характеристика роли образования в России.
Система высшего образования создавалась "сверху", для нужд государства, как инструмент ускоренной модернизации страны. В советский "плановый" период государству удавалось соотнести количество требуемых специалистов с количеством рабочих мест для людей с высшим образованием, однако при этом значительной массе этих людей платили меньше, чем квалифицированным рабочим. Это как раз означало, что экономика сама по себе такого количества специалистов не требовала/не могла абсорбировать, но государство, создавая "насыщенный раствор" специалистов с высшим образованием, улучшало качество "человеческого капитала", тем самым стимулируя развитие.
После краха плановой экономики и расширения представлений об образовании отнесением его к "сфере услуг", вкупе с сохраняющимся высоким статусом образования в обществе, количество студентов выросло в разы - за то самое десятилетие, когда экономика "съежилась" в результате кризиса. В результате "раствор" перенасытился, но вот никакой кристаллизации не случилось; "старая" (бывшая государственная) производственная сфера не могла обеспечить работой и старых специалистов, а создание "новой" шло слишком медленно. Ведь кроме образованных людей для нее нужен свободный капитал, а его не было ни в 90-е (объективно), ни в нулевые (когда для его появления так и не получилось создать условия).
Итак, получение высшего образования в России осталось ценностью "самой в себе", безотносительно к дальнейшей работе. Система образования в стране намного больше, чем требуется для экономики. Это порождает напряжение; причем выхода из него я не вижу. Резкое сокращение системы (на что уже много лет намекает, но справедливо не решается власть) чревато непредсказуемым взрывом (будет воспринято как отказ от места страны в рядах передовых стран; как лишение значительной части населения ценности, на которую она рассчитывает). Сохранение нынешней ситуации прямиком ведет нас к "1968 году", студенческим бунтам, или, в мягкой форме, превращению эмиграции специалистов в массовый поток.
Надо, конечно, иметь в виду, что связка "образование-наука" более устойчива; и что параллельно падает качество образования (неудивительно)... Но не все сразу.
|
</> |