Еще тезисы об образовании

топ 100 блогов alliruk01.01.2011 Девушка окончила математический факультет нашего университета (специальность и магистратуру), сейчас учится в магистратуре в Германии.
Спрашиваю, чем отличается учеба здесь и там.

"В Германии, учась в магистратуре, я знаю, что через дорогу от моего университета находится фирма, которая будет платить хорошие деньги именно за те знания, которые я здесь приобретаю. В России непонятно было, зачем мне эти знания".

В самом деле, это очень хорошая характеристика роли образования в России.

Система высшего образования создавалась "сверху", для нужд государства, как инструмент ускоренной модернизации страны. В советский "плановый" период государству удавалось соотнести количество требуемых специалистов с количеством рабочих мест для людей с высшим образованием, однако при этом значительной массе этих людей платили меньше, чем квалифицированным рабочим. Это как раз означало, что экономика сама по себе такого количества специалистов не требовала/не могла абсорбировать, но государство, создавая "насыщенный раствор" специалистов с высшим образованием, улучшало качество "человеческого капитала", тем самым стимулируя развитие.

После краха плановой экономики и расширения представлений об образовании отнесением его к "сфере услуг", вкупе с сохраняющимся высоким статусом образования в обществе, количество студентов выросло в разы - за то самое десятилетие, когда экономика "съежилась" в результате кризиса. В результате "раствор" перенасытился, но вот никакой кристаллизации не случилось; "старая" (бывшая государственная) производственная сфера не могла обеспечить работой и старых специалистов, а создание "новой" шло слишком медленно. Ведь кроме образованных людей для нее нужен свободный капитал, а его не было ни в 90-е (объективно), ни в нулевые (когда для его появления так и не получилось создать условия).

Итак, получение высшего образования в России осталось ценностью "самой в себе", безотносительно к дальнейшей работе. Система образования в стране намного больше, чем требуется для экономики. Это порождает напряжение; причем выхода из него я не вижу. Резкое сокращение системы (на что уже много лет намекает, но справедливо не решается власть) чревато непредсказуемым взрывом (будет воспринято как отказ от места страны в рядах передовых стран; как лишение значительной части населения ценности, на которую она рассчитывает). Сохранение нынешней ситуации прямиком ведет нас к "1968 году", студенческим бунтам, или, в мягкой форме, превращению эмиграции специалистов в массовый поток.

Надо, конечно, иметь в виду, что связка "образование-наука" более устойчива; и что параллельно падает качество образования (неудивительно)... Но не все сразу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ничуть не удивлен, что среди самых читаемых публикаций «Новой» сразу три моих текста , связанных с гибелью в Сирии бойцов «ЧВК Вагнера». «Вагнеровцев» списали в расход» ? Как в бой на берегу Евфрата вмешалась тяжелая авиация США и почему об этом не были предупреждены наши ...
Закабалить женщин, вернуть население к патриархату - в деревню к лучине и пейджерам, снизить уровень развития и доходов Левак истолковал полученные вводные - получилось вдохновляюще: ...
По мотивам диалога с Марией.Мне случалось однажды отрекаться от веры. Это ...
Типичный левый интеллигент Виталий ТРЕТЬЯКОВ, декан Высшей школы телевидения МГУ: – Проще всего сказать, что Ленин – неоднозначная фигура в русской ...
Оксана Акиньшина — российская киноактриса, которой удалось стремительно ворваться на киноолимп ещё в подростковом возрасте, появившись в картине Сергея Бодрова-младшего «Сестры». Несмотря на то, что у артистки нет актёрского образования, ее кинокарьера и по сей день набирает обороты. ...