Еще тезисы об образовании

топ 100 блогов alliruk01.01.2011 Девушка окончила математический факультет нашего университета (специальность и магистратуру), сейчас учится в магистратуре в Германии.
Спрашиваю, чем отличается учеба здесь и там.

"В Германии, учась в магистратуре, я знаю, что через дорогу от моего университета находится фирма, которая будет платить хорошие деньги именно за те знания, которые я здесь приобретаю. В России непонятно было, зачем мне эти знания".

В самом деле, это очень хорошая характеристика роли образования в России.

Система высшего образования создавалась "сверху", для нужд государства, как инструмент ускоренной модернизации страны. В советский "плановый" период государству удавалось соотнести количество требуемых специалистов с количеством рабочих мест для людей с высшим образованием, однако при этом значительной массе этих людей платили меньше, чем квалифицированным рабочим. Это как раз означало, что экономика сама по себе такого количества специалистов не требовала/не могла абсорбировать, но государство, создавая "насыщенный раствор" специалистов с высшим образованием, улучшало качество "человеческого капитала", тем самым стимулируя развитие.

После краха плановой экономики и расширения представлений об образовании отнесением его к "сфере услуг", вкупе с сохраняющимся высоким статусом образования в обществе, количество студентов выросло в разы - за то самое десятилетие, когда экономика "съежилась" в результате кризиса. В результате "раствор" перенасытился, но вот никакой кристаллизации не случилось; "старая" (бывшая государственная) производственная сфера не могла обеспечить работой и старых специалистов, а создание "новой" шло слишком медленно. Ведь кроме образованных людей для нее нужен свободный капитал, а его не было ни в 90-е (объективно), ни в нулевые (когда для его появления так и не получилось создать условия).

Итак, получение высшего образования в России осталось ценностью "самой в себе", безотносительно к дальнейшей работе. Система образования в стране намного больше, чем требуется для экономики. Это порождает напряжение; причем выхода из него я не вижу. Резкое сокращение системы (на что уже много лет намекает, но справедливо не решается власть) чревато непредсказуемым взрывом (будет воспринято как отказ от места страны в рядах передовых стран; как лишение значительной части населения ценности, на которую она рассчитывает). Сохранение нынешней ситуации прямиком ведет нас к "1968 году", студенческим бунтам, или, в мягкой форме, превращению эмиграции специалистов в массовый поток.

Надо, конечно, иметь в виду, что связка "образование-наука" более устойчива; и что параллельно падает качество образования (неудивительно)... Но не все сразу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Передвигаться по улицам сейчас в наших палестинах опасно если не для жизни, то для здоровья точно. Нападавшие зимой горы еще не растаяли, а покрытие дорог-тротуаров уже начало. Но поскольку пока еще уверенный легкий минус, оно же замерзает. И снег, и лед, и вода одновременно. И ...
Из украинского ТОПа новость: запретили въезд на Украину "вслед за Лебедевым" Павлу Шипилину, Никитскому и ... Варламову! Варламов у них значится, как Одуван Зялт!  А вот таким его представили публике украинской http://a-s-k-e-t.livejournal.com/535439.html А что, Теме ...
Недавнее предупреждение главы МИД России Сергея Лаврова, направленное Евросоюзу, не напоминает «последнее китайское предупреждение», пишет бельгийское издание Modern Diplomacy. Люди старшего поколения помнят времена, когда США считали Тайвань – Китаем, а КНР – «ничем». Вашингтон ...
Для коллекции паспортов Чепиги-Мишкина-Боширова-Петрова. Экспонат предоставлен чешскими правоохранительными органами. ...
Быков о Довлатове Интересно ваше мнение Спасибо ...