Ещё раз об этногенезе ингерманландских финнов
ingria_art — 13.11.2023 Мой комментарий с https://verybigfish.livejournal.com/4312097.html#t67285537 :А по большому счёту тема национальности гораздо сложнее и глубже. В ней масса важных факторов и мотивов. А чёрт всегда в контекстах. В случае обострения национальных контекстов на первый план всегда выходит конфликт "своих" и "чужих".
Пока Финляндия и Эстония входили в состав Российской империи, никто даже не пытался разбираться в сортах финнов Западной Ингрии. Более тысячи лет назад там преобладали лопари, которых теперь принято называть саамами. В бытность Новгородской республики — водь, давшая имя Водской пятине. С ними активно конкурировали заметно отличавшиеся диалектом ижоры, а с боков напирали чудь и весь. В годы шведской оккупации (1611-1702) значительная часть православного населения эмигрировала на юго-восток, став там "тверскими карелами". А на опустевшее после них место шведская власть переселила эвремейсов и савакотов (это финноязычные лютеране из разных углов Карельского перешейка). Разумеется, на протяжении веков близкие по языку народы активно смешивались, а также частично ассимилировались русскими и прочими жившими рядом с ними немцами.
Ближе к концу 19 века учёные филологи из Хельсинки обнаружили важные различия в языке финнов Западной Ингрии и финнов-суоми. Поэтому по переписи 1897 года почти всех финнов Западной Ингрии записали эстонцами (благо появилось такое слово). И это никого не напрягало, пока Эстония не получила независимость.
Национальная политика первых лет советской власти шарахалась из одной крайности в другую. План всеобуча потребовал массово открыть в деревнях начальные школы, в которых преподавали местные жители на диалектах ближе к эстонскому. Но затем в Гатчине открыли финский педагогический техникум, и в те же школы пришли дипломированные учителя, чтобы преподавать по-фински. Наконец, в 1930-х годах Сталин определился, что будет воевать с Финляндией. После чего финские школы в одночасье закрыли, а всё местное население объявили пособниками потенциального врага и многих успели "эвакуировать" в российскую глубинку, вплоть до берегов Северного Ледовитого океана в пригородах Тикси.
Но всех не успели. Оставшимся пришлось пережить подряд несколько депортаций. Сначала немецкие оккупанты депортировали их в освободившиеся концлагеря Эстонии, первой успешно выполнившую программу "Юденфрай". Вышедшая в 1942-43 годах из войны Финляндия озаботилась судьбой соплеменников и переправила всех из Эстонии на свою землю, но почему-то тоже в лагеря. При заключении перемирия в 1944 году сталинские дипломаты потребовали вернуть всех советских граждан обратно в СССР. Но эшелоны с ними без остановки проследовали мимо родных мест в ту же Сибирь, где их продержали ещё 10 лет как "изменников Родины".
Именно по факту общей трагической судьбы бывшие совершенно разные финны Западной Ингрии (а также примкнувшие к ним уже в Сибири коломяжские, колтушские, куйвозовские и парголовские финны с северного берега Невы) стали теперь единым народом: ингерманландскими финнами.
|
</> |