Еще раз о трудностях перевода
excubitus — 26.12.2022 Читаю "Дерево растет в Бруклине" Бетти Смит. Эта книжка в школьной программе у детей, Старшая читала, сейчас Младшая читает, ну и я заодно взял. И по наводке, спасибо, elika.spb.ru. Чудесная вещица.Натыкаюсь на фразу. Действие происходит в Бруклине, в начале XX века, герои переехали из квартиры на первом этаже в квартиру на самом верхнем этаже, и в этом есть свои преимущества, в частности: "there was no one living overhead to make vibrations on the ceiling and cause the Welsbach gas mantle to crumble into powder".
Фраза очень простая.
"Над нами никто не жил, и не тряс нам потолок, заставляя сетки Вельсбаха в газовых светильниках рассыпаться в пыль". Переводчица же русского издания, Ирина Климовицкая, примерно моя ровесница, с газовым освещением, как и я, не сталкивавшаяся, поняла ее так:
"Другое преимущество – выше никто не жил и, значит, не сотрясал потолок и из газовой лампы не сыпалась гарь."
Проблема героев, однако, на самом деле, была не в грязи. А в том, что из-за тряски натурально гас свет. Но, чтобы это понять, нужно чуть-чуть знать, или чуть-чуть проявить любопытство. Но не случилось.
Мне отчасти повезло. В моем детстве были керосиновые лампы, которые даже иногда зажигали. Одна была простая, такие все видели, с фитилем. Светила чуть ярче свечи. Другая была более продвинутая, больше похожая на примус, с насосом и регулятором яркости. Но ее никогда на зажигали. Потому что светила она даже хуже обычной. В ней не хватало одного элемента. Той самой сетки Вельсбаха. Это такая сеточка, по форме похожая на лампочку накаливания. Изначально она изготавливалась из ткани, пропитанной солями редкоземельных металлов. После установки в лампу ткань сгорает, а соли металлов превращаются в пепел, состоящий из их оксидов, почти невесомый, но сохраняющий форму первоначальной сетки. И при нагревании эта сетка начинает очень ярко светиться, как спираль лампочки накаливания. При таком свете можно читать, писать, чертить... К сожалению, из-за того, что сетка состоит, по сути, из пепла, она очень хрупкая, и рассыпалась при переезде из частного дома в пятиэтажку. Достать такую сетку в 80-е годы было или негде, или никто уже не хотел этим заморачиваться, но лампу не выбрасывали. Я не знал, что эта сетка называется сеткой Вельсбаха, теперь узнал.
Ну и еще я живу в Бруклине, в аналогичном доме с деревянными перекрытиями, на предпоследнем этаже. А над нами живут милые старички, у которых столь же милые внуки, иногда приезжающие к дедушке с бабушкой, и устраивающие в их квартире безумные скачки. Заставляя спирали наших потолочных ламп накаливания рассыпаться в пыль. Проблема решилась только с появлением светодиодных лампочек. Слава прогрессу.
|
</> |