Ещё раз о ролевых играх, или - "Шумахер или "Феррари":)
wetfield — 05.08.2012 В очередной раз просматривая форум "Манор" ( я там не состою, но там у меня украшения продаются), наблюдаю забавную по своей предсказуемости картину: сначала народ долго и продвинуто готовился к игре "Тёмное пламя" - заказывал антуражные предметы, проводил игровые сборы, хвастался будущими нарядами. И вот - вполне ожидаемое "послесловие" - постигровое разочарование. Или хвалебные отзывы по типу - "Ну а чё, я был в кабаке, кабаки на игре были прекрасные, а хуле?"Что тут сказать-то? Хочется заметить саркастическое - "А чего вы ждали при таком подходе?"
Наиболее смелым по поводу "многабукафф" - под кат.
Напоминает наш давний спор о Шумахере: почему он выигрывает и кто в этом "повинен" - мастерство ли самого Шумахера или прекрасная машина "Феррари"? Шумахер, безусловно, бесподобен и талантлив. Но и без хорошей "Феррари" ему не выиграть. То есть, правильный ответ - выигрывает сочетание мастерства гонщика с прекрасной техникой. Так вот, применительно к спору о ролевых играх - если начать развивать исключительно техническую часть игры ( не, не технику игроков, оно бы ладно ещё, а чисто материальную), никакого удовольствия от игры в итоге не будет.
В 2000 году была одна нашумевшая игра "Имя Розы" по Умберто Эко - вот подход к ней у мастеров и игроков был точно такой же. В связи с чем на предигровом параде приходилось только диву даваться - "Ах! Париж! Прекрасные орифламы с вышитыми лилиями, гвардейцы - все в мушкетёрских плащах", "Ах, Сорбонна! Какие шикарные профессора!", и т.д. А игры не получилось: та хня, которую мастера выдавали за историю Европы ( "У Филиппа Красивого было три сына, а также четыре четвёртых и один пятый", "А это - хиппи из мастерской "Машины времени"), годилась только для клоунады в дешёвом балагане, и то - под хорошее количество пивка. Если чего, я там играла графиню Иоланду де Кресси - да лучше бы не играла, чесслово. Графиня под конец игры разочаровалась в такой вот "Европе", ибо нафиг. Потом долго было стойкое чувство отвращения к играм.
А всё почему? Потому что ролевики то ли из-за собственной бездуховности, то ли по чьему-то умыслу начали ставить во главу угла исключительно материальную часть вопроса. "У них шатры, пошитые вручную!", "У них 20 алебард на всю команду, и все настоящие, железные!", "У него супер-пупер корона из настоящей бронзы!" Да, это классно, спору нет - куда там старый подход с его занавесочными плащами и деревянными мечами. Но все почему-то упорно забывают, что и алебарды, и шатры, и супер-пупер короны - это РЕКВИЗИТ, не более. А игру делает не реквизит, как красиво сшитое платье не сделает из замарашки истинной принцессы!
Представьте себе, что кто-то снимает шекспировского "Гамлета" - поехал специально в Данию, арендовал там потрясающий замок ( настоящий, датский), актёров разодел в шелка и бархат, чашу Гертруды сделал из чистого золота, однако актёрский состав взял третьеразрядный, Гамлета сделал современным слащавым красавцем из солярия, да и даже не надрессировал их с Офелией, а снимает, как снимают ныне дешёвые сериалы, где актёры не играют даже, а проговаривают роли - как вы думаете, фильм получится? Да ни фига! И зрители будут с бОльшей охотой смотреть старый советский фильм "Гамлет" со Смоктуновским, потому что Смоктуновский, несмотря на всю свою некрасивость - блестящий актёр, и ему веришь.
Почему на всей игре запомнились и понравились исключительно кабаки? Потому что в кабаке, где на игровые деньги можно купить настоящее пиво, и выпить его из игровой же глиняной кружки, народ вёл себя наиболее естественно, "играл самих себя пьяными". А всё остальное время - сужу по фотографиям и съёмкам - напоминал киношную массовку в костюмах, где каждый играл, кто во что горазд. Вот и не создалось этого ощущения феодального средневековья, за которым многие и ехали. Так и хочется заорать, подобно Станиславскому - "Не верю!"
Собственно, вся эта прелюдия предполагает простой вывод: ролевые игры утрачивают всё большее число талантливых игроков именно из-за современного подхода, ориентированного исключительно на антуражность. Пока ты молод, тебе хочется обзавестись ещё одним комплектом доспехов/бархатного антуражного костюма/крутой алебарды. Но когда ты давно в ролевой среде, ты едешь на игры за другим. А другого-то и нет, будто и не было никогда. А стоит поднять в сети вопрос "Так что же произошло, ребята?Так же раньше не было", начинается вой - "Да ладно тебе: раньше и трава была зеленее, и вода мокрее!" И не представляется возможным рассказать о временах, когда на игру собирались из последних сил - шили вот эти самые занавесочные плащи, откладывали деньги на игровой взнос, вытачивали мечи из деревянной палки, а луки делали из старых лыж - но играли так, что плакать хотелось! Вживались в ролевой образ, становящийся их частью, и многие носят свои антуражные имена по первой роли, исполненной блестяще. Да и дух на таких играх царил такой, что все с нетерпением ждали следующего года, чтобы "ещё раз попасть в Средиземье и почувствовать себя в своём мире". А сейчас стоит только поднять на-гора слово "Дух", как тебе сразу лепится ярлык - "Секта". Надоело, честно.
И вот что я хочу сказать. Кому-то очень не понравился " в лихие 90-е" толкиенизм в России. Этого явления - определённым образом настроенных масс, проникнутых толкиновской и средневековой героикой - стали побаиваться, а молодёжь, в нём задействованную - стараться отводить "на более безопасные рельсы". Так возникло движение реконструкции, суть которого сводилась к упрощённому - "пошей себе антуражные подштанники, выпей пива и будь, как все! Заметьте, что реконструировали первые реконструкторы - к примеру, викингов. Ну и что же, они разве пропирались викинговским мировоззрением, поклонялись Одину, Тору, верили в асов и альвов? Да нет, шили себе рубахи и портки, делали кожаную обувь, и считали, что вот они-то занимаются "настоящей историей, а не в игры играют". Скучно, девушки!
Потом, когда два движения искусственным образом разделились, и каждый пошёл своим путём, реконструкция стала загибаться первой: там, где отсутствует коренная идея, ничто долго не живёт. Ну да, есть несколько реконструкторских клубов, но у нас это движение никак не поддерживается, а учитывая убогую философию, и не будет поддержано - никому не интересно ни разрушать, ни вкладываться в это.
Ролевые игры ещё жили, и в них опять стали появляться уже новые "юноши со взором горящим", или юноши с ОБВМ ( а это, как известно, самая неуправляемая часть общества) - но теперь и в само это движение было решено привнести эту струю "материальной культуры", как разрушающую субстанцию. И мы имеем то, что имеем. Или - вернее, имеем то, что имеет нас.