Еще про злодеев
kot_kam — 06.01.2016 Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении, я понял свою ошибку.Я рассматривал "злодея" в первую очередь с точки зрения "положительных героев", как "источник зла", некое стихийное бедствие, из-за которого делается плохо (то есть основную движущую силу драмы). В исходном же посте Кинки, насколько я понимаю, шла речь о злодее как личности, находящейся в рамках того же социума и, сэм-восэм, той же самой этической концепции. То есть человеке (или не человеке, неважно), для которого люди (или нелюди), страдающие от его действий - не просто бессловесная "добыча", как антилопа для гепарда, а тоже значимые личности. Понятно, что с позиции крепостного крестьянина барин, распродающий его семью - злодей, но барин при этом даже и не подозревает о его страданиях, он просто проигрался в карты, ему надо поправить дела, а крепостные для него - движимое имущество. Ничего личного, просто бизнес.
Нас же, я так понимаю, интересует ситуация, когда злодей так или иначе сознает, что творит зло. Ну, вариант, когда злодей кричит "Я кровожадный! Я беспощадный! Я злой разбойник Бармалей!", зловеще хохочет и по-детски радуется страданиям жертв, мы отметем сразу как примитивный и неинтересный. Тут перед нами обычный психопат, он может быть весьма интеллектуален и местами даже харизматичен, но ничего особо занятного в нем нет. Куда занятнее вариант, когда сам злодей себя, разумеется, злодеем не считает. Он-то нормальный человек, честный, порядочный и где-то даже добрый. Но просто окружающие ведут себя таким образом, что у него не остается выбора. Что прикажете делать, когда кругом такие мерзавцы и психопаты?
Мне лично был бы интересен вариант, когда умный, порядочный, добрый, харизматичный, и вообще "очень, очень хороший мальчик", повинуясь своей внутренней логике, неумолимо превращается в злодея. Да, разумеется, в тех же "Звездных войнах" это история Анакина Скайуокера, но, скажем прямо, там это отыграно довольно примитивненько, можно было бы и поинтереснее. И вообще это сюжет практически неисчерпаемый. Да того же Мелькора-Моргота взять... Впрочем, согласно профессору, Мелькор, превращаясь в Моргота, перестает быть умным и харизматичным. Это уже не так интересно... Но вот в любом промежуточном пункте этого большого пути, там, где он уже не Мелькор, но еще не Моргот, с ним может быть весьма любопытно побеседовать.
Другой вариант, ничуть не хуже, хотя для сказки он, наверно, не очень годится - это когда честный, порядочный, рациональный и интеллектуальный человек внезапно обнаруживает, что вообще-то ведет себя как злодей. И всю жизнь был злодеем. И... Ага, щазз. И предпочитает закрыть на это глаза и продолжать дальше в том же духе. Потому что так проще, чем ломать всю жизнь и выстраивать из обломков то, что получится. И, опять же, друзья хлопают по плечу и уверяют, что он на самом деле отличный мужик и никакой не злодей. И нечего тут слушать всяких придурков.
На самом деле, я не вижу, в чем проблема это написать. На мой взгляд, текущие исторические события предоставляют столько образцов и примеров, что набрать прекрасных злодеев любого сорта и вида, хоть сказочных, хоть опереточных, хоть романтических, хоть самых что ни на есть реалистичных можно не то что не выходя из Интернета, но прямо-таки не покидая френдленты. При самых нехороших раскладах (они же, увы, самые занятные с точки зрения сюжета) их можно даже увидеть в зеркале... Но для этого надо почаще протирать зеркало. А в ходе исторических событий на это вечно не хватает времени.
|
</> |