Ещё одна мина на пути к аттестату
fritzmorgen — 09.06.2017Помните те школьные истории, когда дети изучали программу чуть дальше, чем «положено», и немедленно после этого получали от учителя линейкой по рукам? Ну, как с тем школьником, который выучил столицы всех стран мира, успешно применил новые знания на контрольной и был затем жестоко дискриминирован как «списывающий»?
http://fritzmorgen.livejournal.com/1042456.html
Так вот. Я сейчас читал известную книгу о дрессировке людей и животных, в которой, к моему большому удивлению, разбирался и этот феномен. Оказывается при обучении невероятно важны периоды вдохновения, во время которых ученик может с невероятной скоростью продвинуться далеко вперёд.
Я процитирую фрагмент. Книга, кстати, называется «Не рычите на собаку», автор — Карен Прайор. Настоятельно рекомендую к прочтению даже тем, кто не собирается дрессировать никого, кроме самого себя:
http://sammy.ru/prior3.php
Однажды я в течение двух дней обучала только что пойманного дельфина прыгать через препятствие, выступающее над водой на несколько дюймов. Когда поведение прочно установилось, я подняла барьер еще на несколько дюймов, животное тотчас же прыгнуло, и с такой легкостью, что я скоро снова подняла барьер уже на гораздо большую высоту; через пятнадцать минут этот новичок прыгал на восемь футов.
Такого рода «рывок» выработки может произойти в любой момент. Этот феномен наблюдается как у людей, так и у многих видов разумных животных. Я считаю, что тут дело в инсайте (внезапное озарение): субъект внезапно осознает ваши цели, исходя из которых вы добиваетесь его действий (в данном случае — прыгнуть как можно выше), и делает это.
Киты-касатки славятся своим предвосхищающим обучением. У их дрессировщиков в ходу одна и та же шутка: касатку не надо дрессировать, достаточно записать программу поведения на доске и вывесить ее в воде, и киты будут следовать этому предписанию.
Дрессировщики могут встретиться с осложнениями только в том случае, если они оказываются неподготовленными к неожиданному улучшению. Если вы тренируете переход от стадии А к Б, а субъект внезапно чисто выполняет стадию В уже с двух подкреплений, вы должны предусмотреть подкрепление стадии Г и Д, иначе в дальнейшем вам нечего будет подкреплять.
«Рывок» часто эмоционально очень значим для субъекта; даже животные, по-видимому, испытывают удовольствие от «ага!» познания, и часто впадает в состояние явно повышенного настроения. Таким образом, «рывок» — это блистательная возможность добиться значительного прогресса в кратчайшие сроки. Быть не готовым к нему и держать субъект на низком уровне обучения только потому, что вы не знаете, что делать дальше — лучший способ потратить зря время, а в худшем случае может отбить охоту к обучению и вызывает отвращение у субъекта, который станет в будущем работать без особого желания.
За очень редкими исключениями наша школьная система построена так, чтобы помешать детям обучаться в их собственном темпе — наказываются не только медленные ученики, у которых не хватает времени на обучение, но и слишком быстро обучающиеся, которые не получают дополнительного подкрепления, когда быстрая сообразительность продвигает их вперед. Если ты мгновенно понял, о чем толкует учитель математики, твоей наградой может стать мучение от скуки в течение часов или даже недель, пока все остальные мало-помалу постигнут это. Поэтому нет ничего удивительного в том, что улица более привлекательна как для наиболее быстрых, так и для медленных.
Лично я несколько раз натыкался на эту обескураживающую ловушку. Увлёкшись каким-нибудь предметом и быстро изучив не пройденный ещё материал, я вынужден был дальше двигаться со скоростью класса, рисуя в тетрадях, пока учитель объяснял остальным давно известные мне вещи. Заканчивалось это обычно тем, что я полностью терял интерес к урокам, и школьная программа... обгоняла меня, незаметно переводя из опережающих в отстающие.
Мне, впрочем, как выясняется ещё повезло. Многие учителя наказывали «слишком умных» школьников — то обвиняя их в списывании, то занижая оценку под каким-нибудь притянутым за уши предлогом.
Я вовсе не считаю учителей чудовищами. Напротив, многие известные мне учителя — люди быстрого ума и большой личной порядочности. Вместе с тем я вынужден заметить, что современная классно-урочная система здорово напоминает попытки строителей забивать шурупы плоскогубцами.
Да, этот метод работает. Однако когда мастер берёт в руки если не шуруповёрт, то хотя бы обычную отвёртку, скорость и качество обучения возрастают в разы, если не на порядки.
Очевидно, что созданная в XVI веке Яном Коменским классно-урочная система нуждается в серьёзнейшей модернизации. В частности, как справедливо замечает Карен Прайор, преступно не использовать моменты «рывков», во время которых школьник способен в считанные часы усвоить материал целой четверти или даже полугодия.
Как конкретно это делать — вопрос уже технический. Если уж даже в больницах врачам как-то удаётся лечить пациентов не целым палатами, но составлять для каждого индивидуальную программу процедур, операций и приёма лекарств, то и школы тем более способны измениться в сторону индивидуального подхода к ученикам.
Например, уже существующие сейчас многочисленные компьютерные программы позволяют выдать каждому ученику личное задание, освободив тем самым учителю время на индивидуальное разъяснение школьникам тех мест, на которых они будут застревать.
|
</> |