Еще мои пять центов
ninazino — 16.09.2010 Лента продолжает периодически вспухать мусульманской темой. Последний очень большой всплеск, который я видела -- пост rezoner'а Правила общения с религией мира. Количество комментов там зашкаливает, поэтому центы будут потрачены здесь, на собственной территории.Цент первый, введение:
Больше всего мне близка позиция Юкки. Просто ППКС, как говорится, Вы умница, Юкка, и я горжусь пусть и виртуальным знакомством и дружбой с Вами.
Цент второй, напоминание:
Корреляция не значит каузация, ну уж сколько раз об этом надо напоминать? Лягушки квакают перед дождем, но это не значит, что лягушачье квакание есть причина дождя.
Цент третий, вероятностный:
Да, нельзя не обратить внимания на тот факт, что в полследнее время (скажем, в 2000-е годы) большинство известных нам терактов осуществляется мусульманами, тут и спорить не о чем. Иными словами, условная вероятность того, что если Х -- террорист, то он мусульманин, на данный момент довольно высока. Ну а давайте теперь прикинем, какова вероятность того, что если человек мусульманин, то он террорист? Исчезающе мала, не так ли?
Цент четвертый, обобщение про обощения:
Мы все делаем обобщения, они необходимая часть нашей умственной деятельности. Ну, это тривиальная часть. Но есть обобщения и обобщения. Например, мне не кажется правомерным обобщения, основанные на условной вероятности первого типа, в отношении вероятности второго (из цента третьего).
Чтобы продемонстрировать неправомочность таких обобщений, предложу аналгичное, такое же неверное. В последнее время абсолютное большинство терактов так или иначе связаны с Ближним Востоком. То есть вероятность того, что террорист имеет либо прямую, либо косвенную связь с Ближним Востоком очень высока. Так давайте теперь говорить, что Ближний Восток (весь!) болен, что что-то им надо самим с собой делать и т.д.
Вы же все на меня ручками замахаете и скажете (справедливо!) что как же так можно обобщать, там же Израиль, который никак не связан с терроиризмом, а наоборот, борется с ним. И что вероятность того, что терроист окажется евреем, равна нулю. О! -- скажу я вам на это, и это правильно: надо все же уметь разделять и различать. И еще отвечу я вам, что вероятность того, что терроист окажется мусульманином из Казани, точно так же равна нулю.
Цент пятый, заключение: Так что же, проблемы никакой нет, спросите вы меня? И болезни, связанной с Исламом, нет? Проблема есть, но она не в Исламе как таковом. Если присмотреться повнимательнее, то проблема связана с относительно небольшим количеством государств теократического типа, то есть государств, где религия не только не отделена от государства, а является его основой, а законы там -- законы религиозные. Вот это -- таки да, болезнь, и не зря христианство, пройдя через аналогичные периоды в истории, сейчас этой практики чурается. Выстрадана, выстрадана эта идея об отделении религии и государства!
Как только у религии отрастают государственные рычаги, тогда и становится страшно. Кстати, коммунистические режимы, мне кажется, по модели больше всего похожи именно на теократии, то есть государства, построенные на вере, но не в бога, а в сверхидею.
Короче, не там роем, товарищи, ох, не там. И права Юкка: необходимо влияние западной цивилизации. Для этого надо не отталкивать умеренное крыло ислама в одну кучу с экстремистским, а наоборот, тянуть его к себе, и помогать ему распространяться.
Об одной из важных западных ценностей я и сочла нужным здесь напомнить.
|
</> |