Еще картинки из Праги
av4 — 11.01.2011 Пока не остыло. И пока мне самому это интересно. Просто мозаика из пражских зарисовок.Кирилл Александрийский в костеле Николая на Малостранской.
Прага - в первую очередь город барокко, оно определяет лицо чешской столицы. Барочная пластика здесь повсюду, в городских панорамах, изгибах улиц, живой пульсации цветных фасадов.
Собственно, почти все пражские доминанты принадлежат двум стилям - барокко и готике. Готики значительно меньше, но она заметна, ею представлены главные святыни - собор Св. Вита в Пражском Граде и Мария Тынская на Старом Месте. Ну и все оставшиеся от средневековых укреплений башни - и предмостные на Карловом мосту, и ратушные на Старом и Новом местах, и Пороховая. Подобие готических шатров и шпилей придает единство пражскому пейзажу. А вычурные барочные полусферы делают его еще и разнообразным.
Разговор готики и барокко в Праге бесконечен, его характер и результат меняется в зависимости от видовых точек. Ни в одном городе я пока не встречал такое их количество
Купол костела Николая определяет силуэт Малой Страны. Это самый яркий шедевр барочной Праги
Гигантский купол (80 м) держат четыре статуи отцов церкви в епископских тиарах. Это Василий Великий
Почти все костелы внутри переполнены барочной пышностью. Этот стиль способен на многое, иногда он откровенно веселит своей фривольностью. Это фигуры одного из алтарей в костеле Св. Фомы на Малостранской
А иногда барокко пытается напугать. Такими вот нелепыми и устрашающими орлами на портале Тут-Гогенштейнского дворца в Градчанах
Лучшая готика в Праге - собор Св. Вита, точнее, его половина, т.к. вся западная часть с двумя башнями появилась только в конце 19 века. Считается, что достраивали собор по сохранившимся чертежам его главного создателя в 14 в. Петра Парлержа. Пражский собор - отголосок французской готики, хотя сам Парлерж вроде бы приехал из Швабии. Но привез он сюда, на восточный край Европы, стилистику классических соборов французской готики. За ажурностью форм Св. Вита встают образы Реймса и Амьена, хотя в Праге вышло все камернее и проще.
Как и положено главному кафедралу страны, Св. Вит нашпигован важными реликвиями разных эпох и стилей. В правом нефе нельзя не заметить истеричную и обильно сверкающую серебром гробницу Иоанна Непомука, особенно почитаемого в Праге после мученической кончины. Его, как известно, бросили с Карлова моста в реку.
Там же рядом помпезный монумент канцлера Шлика работы венского мэтра барокко Фишера фон Эрлаха. Канцлер явно недоволен тем, что умер. Это видно по гримасе на его мраморной физиономии
В левом нефе взгляд притягивает витраж Альфонса Мухи на тему жития Кирилла и Мефодия
Из пражской готики замечательны еще своды залов старого королевского дворца в Пражском Граде. Причудливые фантастические своды поздней европейской готики - вообще гордость Чехии. Их связывают с деятельностью Бенедикта Райта, работавшего в Праге в конце 15 века, в эпоху, когда в Италии уже вовсю цвел Ренессанс. Самые роскошные "цветочные" своды Райта во Владиславовском зале дворца.
В зал ведет сделанная также Райтом "Лестница Всадников"
Самая сильная и заметная в панорамах готика на Староместской стороне - Мария Тынская
Нынешний облик собора Петра и Павла на Вышеграде - результат неоготической перестройки сто лет назад.
Еще одно знаковое место Праги - старое еврейское кладбище, на котором хоронили с 15 века
Любимые туристами часы на Староместской ратуше
Отдельная тема - пражский модерн. Его очень много. И его почти игнорируют массовые путеводители, что несправедливо. Модерн шикарный и разный. Налицо сильное влияние венской сецессии, что неудивительно. Один из доходных домов в еврейском квартале.
Фигура с Чехова моста
В Праге, увы, нет художественных собраний мирового уровня. Габсбурги ограбили город еще в 17 веке, вывезя все самое ценное в Вену. Сейчас в Национальной галерее можно видеть лишь остатки былой роскоши. По уровню коллекция сопоставима с нашим ГМИИ имени Пушкина, может быть, даже уступает ему в знаковости самих вещей, но не имен. Кое-что понравилось, не из главного. Это очень красивое "Sacra Conversazione" Винченцо Катены, одного из тонких последователей Беллини. Неудивительно, что их часто путают в атрибуциях
Какая-то очень хрупкая и трогательная Мадонна одного из анонимных нидерландцев рубежа 15-16 веков
|
</> |