Эритрея — как есть...
klyos — 14.03.2024или африканская «Куба».
Продолжение начатого разговора
Что же получилось построить у Народного фронта освобождения Эритреи (EPLF) под руководством его лидера Исайяса Афеверки?
Из скупой и негативной информации в Интернете трудно составить целостную и объективную картину о стране и её жизни. Однако попытаемся это сделать.
Много почти фейковых материалов, причём у довольно уважаемых изданий, например, в Коммерсанте, где на полном серьёзе утверждается, что эритрейцы благодарны итальянцам за колониальное прошлое. Стоит напомнить этим господам, что итальянцы в Эритрее первыми, за долго до ЮАР, установили систему апартеида (ссылка): запрет на смешанные браки, раздельное проживание этнических групп и пр!
Из биографии Исайяса известно, что он прошёл обучение в Китае и придерживался маоистских взглядов, что его отличало от эфиопского визави — Мелеса Зенауи, являвшегося сторонником Энвера Ходжи (албанский коммунизм). Об этом я уже упоминал в Первой части.
И мне думается, что идеологические расхождения между лидерами Эфиопии и Эритреи сыграли не последнюю роль в размежевании и противостоянии двух стран.
К тому же Исайяс Афеверки был более последовательным в идеологическом плане, чем его эфиопский коллега — Мелес Зенауи, который практически сразу после обретения независимости «запустил» рыночные реформы.
И надо сказать, что идеи Мао наглядно просматриваются в Эритреи. Здесь получился некий перманентный военный коммунизм, отдалённо напоминающий Кампучию.
16 февраля 1994 года Народный фронт освобождения Эритреи (EPLF) на третьем съезде переименовал себя в Народный фронт за демократию и справедливость (PFDJ), который стал позиционировать себя как национальная партия Эритреи.
Выдержки из программы НФДС (PFDJ)
НФДС выступает за единство, равенство и участие всех слоев эритрейского общества как основу всех своих программ.
Поэтому участие, а также активный вклад в политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь Эритреи воспринимается как необходимое предварительное условие социальной сплоченности, стабильности и развития страны.
В 1994 году были определены ключевые цели развития из 6 пунктов:
1. Социальная справедливость (экономическая и социальная демократия) – справедливое распределение богатства, услуг и возможностей с особым вниманием к наиболее обездоленным слоям общества.
2. Культурное возрождение, опирающееся на богатое культурное наследие и прогрессивные ценности.
3. В отношениях между мужчинами и женщинами – любовь к истине и справедливости, уважения к закону, трудолюбие, уверенность в себе, самостоятельность, открытость и изобретательность.
И т.д.
С точки зрения конкретной организационной структуры, PFDJ представляет собой высоко децентрализованную структуру, присутствующую в большинстве сельских сообществ, а также в крупных городских центрах. Для этого в уставе партии говорится, что она приняла низовую организационную структуру с перегруженным низом вместо структуры с перегруженным верхом. (ссылка)
То есть по своей структуре получается некая квазиорганизация.
Трудно сказать, что здесь было первично — непрекращающиеся военные конфликты или идеи Мао Дзэдуна, но факт остаётся фактом — военную подготовку в Эритреи проходят все — и мужчины, и женщины.
А такой факт, что в отрядах Народного фронта освобождения Эритреи около 30% составляли женщины, до сих пор вызывает гордость у эритрейцев.
Собственно, идея раскрепощения женщин и повышения грамотности населения изначально входили в программу Народно-освободительного фронта Эритреи.
Так называемый 18-и месячный призыв на Национальную службу, закреплённый в Конституции страны, включает военную и гражданскую службу.
После окончания школы выпускники отправляются на 6 месяцев военной подготовки. По окончании этого срока молодой человек имеет возможность поступить в ВУЗ (продолжить образование). Если поступить не получается, он возвращается на военную или другую государственную службу.
Призыв в Национальную службу включает в себя работы на объектах народного хозяйства, которые оплачиваются в размере около 30 долларов в месяц. Средний срок длится около шести лет. Хотя срок прохождения национальной службы не ограничен, поскольку в 1998 году он был объявлен бессрочным.
Раз в год проходят короткие военные сборы.
Призывной возраст до 50 лет. До 31 года для женщин, но при условии, если она состоит в браке и имеет детей.
Период призыва может быть продлен во время национального кризиса. Так в 2022 году усилились мобилизационные мероприятия в силу того, что Эритрея приняла участие в Тыграйской войне на стороне Эфиопии.
18-и месячный призыв закреплён в Конституции Эритреи, а также в Постановлении 82, изданном Национальной ассамблеей в октябре 1995 года.
Программа направлена на то, чтобы компенсировать недостаток капитала в стране и уменьшить зависимость от иностранной помощи.
Не существует права на отказ от военной службы по соображениям совести. Тех, кто отказывается от призыва, заключают в тюрьму.
Большинство претензий международных правозащитных организаций к Эритреи как раз основываются на нарушениях прав граждан при прохождении службы в Эритрейской армии.
Правительство также обвиняют в насильственных исчезновениях, пытка, произвольных задержаниях, цензуре, торговле людьми, запрете однополых отношений, незаконном нарушении частной жизни...
По данным Всемирного банка, с 2018 года наблюдается рост реального ВВП на 12 процентов, что связано с восстановлением экономических и торговых связей с Эфиопией.
Но экономические проблемы никуда не делись: здесь острый дефицит электроэнергии, бензина, практически не развит интернет и телекоммуникации.
Международные организации пишут о голодающих и нуждающихся, что в видеоряде документального фильма не было замечено.