Энтузиасты. | Творческая мастерская «Вдохновение

Все, кто бывал на концертах, которые проходят на стадионах, улицах, площадях или парках, обратили внимание, что сцена на этом месте «выросла» как-то неожиданно. Вчера ее еще не было, а сегодня она уже стоит и ждет своего часа.
То, что вы увидите и услышите, придя на концерт, подготовил для вас большой творческий коллектив, в том числе и рабочие сцены.
Я хочу рассказать об этих рабочих сцены, этом славном племени, не побоюсь этого слова, энтузиастов. Иначе их назвать никак нельзя. У них нет определенного режима работы. Есть только заказы, (как они говорят – «мероприятия»), над которыми они работают с большим энтузиазмом. Самая лучшая для них награда – когда им говорят спасибо за хорошо выполненную работу.
У каждого из них есть своя, узкая специальность. Это механик сцены, электрик, художник по свету, звукорежиссер, их ассистенты и стажеры. Словом, это коллектив, знающий как все это смонтировать, подготовить к работе и быстро устранить любую неисправность. Каждый из них занимается каким-то своим, конкретным делом, а в совокупности они строят сценическую площадку со всеми атрибутами и в дальнейшем выполняют управление и надзор за нормальным течением концерта.
Прежде всего, поскольку сцена передвижная, разборная, а не стационарная, оборудование для нее и саму сцену необходимо привести с места хранения. Это, в зависимости от заказа, большое количество ящиков и различных конструкций которые едва помещаются в две огромные фуры. В качестве примера приведу поездку такой группы вместе со сценическим оборудованием в город Павлодар, где они должны были обеспечить сценой, звуком и светом городской праздник «День Города».
Загрузив две фуры и один грузовичок всем этим оборудованием, мы на микроавтобусе вечером отправляемся в путь. Проехать надо было от Астаны до Павлодара где-то около 500 километров. Поездка проходит спокойно, в салоне идут какие-то обрывочные разговоры, которые крутятся вокруг будущего «мероприятия». Иногда останавливаемся у придорожного кафе, что-нибудь перекусить и размяться.
Не доезжая километров 50-60 до Павлодара, мы поняли, что где-то свернули не туда, куда надо, и немного заблудились. Груз ушел далеко вперед, а наш микроавтобус стоял один, в полной темноте, и нервно моргал своими габаритами.
Через некоторое время к нам подъехала какая-то машина. Это были работники ГАИ славного города Павлодара. Мы представились, и оказалось, что именно нашу машину они ожидают и ищут. Сопроводив нас до черты города, они передали нас поджидавшему представителю городского управления, и уже он давал указания, где нам остановиться и поселиться.
На следующий день, во второй половине, нам указали место для сцены и прислали грузчиков. Через несколько часов машины были разгружены, и мы приступили к монтажу сцены.
Интересно наблюдать, как из этой груды ящиков и прочих непонятных конструкций через несколько часов под бдительным присмотром механика сцены, (у меня всегда возникает желание назвать его «боцман», он находится в десяти местах одновременно и задает ритм работы), начинает вырисовываться сооружение сценической площадки. Эта площадка будет отвечать именно тем требованиям, какие были заявлены в договоре.
Вот собран каркас, натянут тент – защита от дождя и солнца, вот собрана сценическая площадка, вот расставлены и развешаны различные фонари освещения и спецэффектов, установлены светодиодные панели. Расставлено и развешено звуковое оборудование. Впереди, на удалении 30 метров, собрана площадка с пультами и прочей аппаратурой для управления звуком и светом.
Сцена практически готова, но она еще не светится, еще нет звука, везде беспорядочно лежат раскрытые ящики, лежат кабели и какие-то таинственные агрегаты, но вот электрик подключил электрическую сеть, звукорежиссер начинает проверять радиомикрофоны и звучание мониторов, подозрительно прислушиваясь к каждому звуку.
Как я заметил, слух у него феноменальный, он слышит такие нюансы, которые я совершенно не различаю, поэтому он долго и кропотливо проверяет все, что относится к звуку.
Вот засветились огни рампы и фонари спецэффектов – это художник по свету, сверяясь с записями, проверяет на своем пульте прохождение команд управления и, уточняя детали, устраняет какие-то неточности. Основную работу по установке света он проработал еще дома, сидя за компьютерной программой и комбинируя на виртуальной сцене осветительные приборы в различных комбинациях. Сейчас результаты своих трудов он видит «живьем» и поэтому тщательно все проверяет.
Ожила светодиодная панель. На ней светятся слова поздравления всем жителям города Павлодара и другая информация.
Вдруг из-за сцены вырываются клубы дыма, и душа уходит в пятки. Оказывается, ничего страшного, просто проверяются машины для производства дыма, что используется во время концерта.
Жители города прогуливаются по площади и с любопытством посматривают на нашу суматоху. Они знают, что мы из Астаны, и это не первая поездка нашего коллектива в этот город.
Проходит время и уже ничего не валяется – все убрано и спрятано. Сцена приобрела законченный вид. Теперь за дело берутся артисты и их помощники. Они скрупулезно проверяют все, что им нужно. Рабочие сцены в это время наблюдают за их работой и при необходимости что-то меняют.
Замечания устранены, все проверено. Теперь сами артисты, по своему желанию или по требованию режиссера-постановщика выходят на сцену и примеряются к ней. Идет репетиция номеров. Наконец, все готово! Наступило какое-то затишье.
Но вот подходит время концерта. Рабочие сцены, как бы получив морскую команду: "По местам стоять, с якоря сниматься!" расходятся по своим местам.
Зрители давно уже толпятся перед сценой и гадают, чем их удивят отцы города на этот раз. Каких знаменитостей пригласили они на этот праздник? Вот ярко освещается сцена, появляется ведущий со своим приветствием и концерт начался.
Во время концерта художник по свету и звукорежиссер, каждый по своим записям и на своей аппаратуре следят за точным исполнением задуманного и обговоренного, а наш механик сцены себе не изменяет – он находится везде одновременно и все держит под своим контролем.
Концерт на свежем воздухе сильно отличается от концерта в, скажем, театре или ином помещении. На улице мощность звука достигает 20 – 30 кВт. Находиться рядом со сценой - это все равно, что находиться рядом с воздушным лайнером в момент его взлета. Но нужно иметь в виду, площадь большая и необходимо так распределить звук, чтобы он равномерно перекрывал всю площадь. Вот почему звукорежиссер так тщательно проверял аппаратуру, ходил по площади, прислушивался и бесконечно что-то регулировал.
Я не буду ничего говорить о самом концерте, о зрителях, что пришли на этот концерт. Это отдельная тема и требует отдельного рассказа.
Но вот наш концерт подошел к концу. Зрители, наградив артистов аплодисментами и полюбовавшись на фейерверк, которым заканчивается это шоу, ушли. Ушли и сами артисты. Уходим и мы, предварительно все выключив и сдав под охрану оборудование. Утром у рабочих сцены началась вторая часть работы. Необходимо разобрать сцену, упаковать все в ящики, погрузить на машины и увезти к месту хранения. Все устали, но работу доводим до конца и едем домой.
Уже по пути домой, в микроавтобусе, разговор идет не о том, как прошел концерт – там было все так, как следует, замечаний нет. Разговор идет о новом «мероприятии», где, в каком городе это будет происходить, что для этого понадобится.
Мы едем снова ночью и в четыре часа утра возвращаемся. Сдав аппаратуру на склад, мы отправляемся по домам.
Я сознательно не называю этих тружеников по именам, не называю, где конкретно они работают. Везде, где проходят подобные «мероприятия», вы их найдете в полном комплекте и с таким же творческим отношением к любимому делу.