Эмпатия и семья

топ 100 блогов doloew191708.07.2016 Поднять эту тему, отвлекаясь от литературной работы для ББ, меня побудили две причины. Первая - это набирающий обороты флешмоб в соцсетях "Я не боюсь сказать". Кто не в курсе - идея в том, что женщины делятся опытом пережитого сексуального насилия, но делятся в таком количестве и такого рода историями, что у публики уже начался дичайший батхерт и отрицание. Оказалось, что ад рядом и выглядит абсолютно обыденно. Истории брутальных изнасилований и безобидных домогательств множатся подобно снежному кому, и это действительно страшные истории, от которых патриархально настроенные граждане могут лишь истерически отмахиваться, пытаясь все списать на разыгравшуюся фантазию. И те же самые граждане проявляют к жертвам изнасилований потрясающую эмпатию - вчерашние френды рассказывают женщинам про самавиновата, сходикпсихологу и так далее.

Второй повод - это рассуждения про эмпатию и гомосексуальность от нашего штатного мудака Смирнова. В каментах сей ученый муж попутно приравнял женщин к кошечкам-собачкам (которым мы все, понятное дело, сочувствуем, когда они мучаются).

Так вот, если вернуться к флешмобу, то он примечателен большим количеством историй внутрисемейного насилия - когда насилие над девочкой осуществляют родственники, а не абстрактный дядя из подъезда. Вот характерный пример от основательницы проекта "Дети-404" Лены Климовой:

Я в девятом классе. Одна дома. Никого нет. Дома ремонт, который помогает делать дальний родственник. Мама уехала работать в другой город. Завтра у меня экзамен. Полночи сижу, учу. По телеку песня «Я шоколадный заяц». Ложусь спать. Просыпаюсь. Дальний родственник лезет мне руками под ночнушку. Называет меня именем своей жены. Он пьян. Я плачу и прошу отпустить меня в туалет. Отпускает с десятого раза, задав вопрос «А ты вернёшься?» Сижу на унитазе и реву. Не знаю, что делать. Он зовет меня. Хватаю ключи и выбегаю на улицу, в ночнушке, босая. Бросается за мной. Глаза абсолютно трезвые. «Иди домой, иди домой, я уже нормальный». Повторяет раз десять. Я иду домой: мне больше некуда идти. Захлебываюсь слезами. Умываюсь, ложусь спать. Просыпаюсь. Он снова рядом. Уже не пьян. Снова его руки на моем теле. «Мне неудобно». «Ну и что?» Бросает меня с дивана на пол, срывает рубашку, рвёт трусы. Дальше — самые страшные пятнадцать минут моей жизни. Он не смог в меня войти. Одной рукой я вцепилась в его член, другой — отпихивала его от себя, орала со всей мочи, он зажимал мне рот, губы изнутри были все в крови. Потом встал, велел мне одеться и ушел. Заперлась изнутри, мылась. Не могла отмыться. Годами не могла отмыться. Пошла на экзамен. Сдала на пять. От песни о шоколадном зайце тошнит до сих пор.
Я молчала месяц и рассказала. Мои ближние родственники не прекратили общаться с дальним родственником. Я слышала разговор из-за закрытых дверей. «Я не виноват — я же был пьян».
Моя подруга сказала: «Это фигня, тебя же ПО-НАСТОЯЩЕМУ никто не поимел». Подруги не стало.


Семья в мифологии "традиционных ценностей", как известно, служит самым бездонным вместилищем эмпатии, место, где тебя в любом случае поймут и простят. Ну а самым крупным носителем этой самой эмпатии является, как известно, мама. Но вот ведь загвоздка: прибегающие к маме после сексуального насилия со стороны отца/отчима/деда/дяди и тому подобных персонажей девочки наталкиваются внезапно на полнейшее непонимание. Из тех же флешмобных историй: "ты это выдумала", "не смей никому говорить - семью опозоришь" и так далее. Более того - бывают ситуации, когда отчим годами насилует падчерицу фактически с ведома родной матери - которая просто старается не замечать и не думать об этом. В этом плане родственники шолоховской Аксиньи, забившие насмерть кобеля-папашу, выглядят прямо-таки героями на фоне реальной социальной ситуации.

Другое дело, разумеется, когда на дочку покушается незнакомый дядя из подъезда - тут, понятное дело, родственники встают за кровиночку горой и грозят оторвать мерзавцу все причиндалы и отправить его в тюрьму, где, как они отчего-то уверены, насильников ждет весьма нерадушный прием. Собственно, эта ненависть к чужому дяде, к абстрактному незнакомцу, принимающая зачастую расистский оттенок (чтобы проще ненавидеть, да) - это ненависть собственника к вору скорее, а не кровная солидарность со "своими". Точно так же патриарх семейства будет недоволен, если его собаку отравят соседи (см. выше).

Словом, если что флешмоб наглядно показал и доказал, так это степень развития эмпатии в семье - а ведь, подчеркну еще раз, именно семья в патриархальной мифологии является самой "эмпатичной" средой.

И еще одной иллюстрацией отсутствия эмпатии в родственных отношениях может служить как раз отношение к ЛГБТ-подросткам - тем, кто проходит нынче под кодовым названием "Дети-404". Известный штамп семейной мифологии: "Чтобы с тобой не произошло, мы все равно будем любить тебя, дорогой/дорогая" как-то плоховато работает в этом случае. Гораздо хуже, чем в случае попадания сыночка в тюрьму за подломленный ларек, и даже душегуба мамы ждут из тюрячки по двадцать лет, а вот сыночек-гей или дочь-лесбиянка провоцируют такие реакции, что жить становится страшно. Например, как вам родители, заказавшие для своей дочери "корректирующее изнасилование"? Ну а избить, выгнать из дому, упрятать в психушку к садистам и шарлатанам - это настолько обыденные вещи, что и говорить не стоит. Все это, повторюсь, осуществляется не в отношении абстрактных "пидоров" в леопардовых стрингах и со страусиными перьями в жопе, а в отношении родных деток.

Вывод из этого довольно простой: в строительстве общества будущего ценность семьи, за которую так люто-бешено топят некоторые тожекоммунисты, в сущности, такая же, как и у "родины", "нации", "бога" и прочих отвратных химер. Общество всеобщей солидарности (и сопереживания, как следствие) в семье как институте не нуждается от слова "совсем" (что вовсе не означает запрета на кровнородственные социальные связи). А защитить маленьких девочек от насилия со стороны дальних и ближних родственников способен только всеобщий общественный контроль. Однако возможно это только на базе совершенно другой общественно-экономической формации.

Хотя отдельные прогрессивные меры, осуществляемые в передовых капиталистических странах, при всей их ограниченности и половинчатости, нельзя не одобрить, слава барневарну

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так. Так.Подарки куплены и упакованы, меню и план встречи Нового года утверждены. ...
Они упростят для людей поиск работы Законопроект является первым шагом к масштабной модернизации системы занятости и во многом закрепляет лучшие, но пока временные практики, сложившиеся в «ковидный» период, отметил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. «В первую ...
А фотографии с рабочего места врачей , как вы понимаете, выходят любопытные: коллеги во время работы, пациенты в бессознательном состоянии, биологические отходы, оставшиеся после операции (жировые складки, переносицы, миоматозные узлы) и подлежащие обязательной утилизации, внутренние ...
В незапамятные времена на одном океаническом острове проживал талантливый и гордый народ Истинитов. Дела у них шли настолько хорошо, что к интересующему нас моменту было их на острове целый миллион. Поскольку я всё это на ходу придумываю, ...
   Сегодня президент России выступит с посланием. По какой-то причине он отложил это выступление. К тому же президент пригласил глав регионов.    Не один год работаю в бизнесе. В этой связи могу высказать свои предположения.    Путин сегодня, как мне думается, выскажет не только ...