Елеосвящение в пост: есть ли какие изменения в отношении к нему?

Пока популярность таких массовых соборований по-прежнему сохраняется. Притом, что сама практика таких массовых соборований в храмах - явление совершенно новое. Ей и ста лет не наберётся. Интересно, с чем она связана и откуда такое неугасающее желание посещать такие службы? Наблюдается ли где-нибудь более спокойное отношение к Елеосвящению в последние годы с уменьшением количества желающих по сравнению с 1990-ми и 2000-ми годами? Кто регулярно ходит на Елеосвящение из года в год: что вы чувствуете каждый раз, есть ли реальное улучшение состояния или это больше самовнушение, как бы вы это сами расценили?
Я помню первое елеосвящение в своей жизни, на которое я пришел, в 1992 году в Новоспасском монастыре, Великим постом. Оно длилось часов пять в общей сложности, поскольку в главный собор монастыря набилось сотни людей (может 500 чел., может и больше), которых, конечно, нужно было помазать семь раз каждого... Если внимательно читать молитвы Елеосвящения, то можно легко понять, что они касаются людей тяжелобольных, у которых нет уже никакой надежды на исцеление от врачей или медикаментозными средствами, и тогда лишь остается пригласить священника (или собор священников - если не семь, то уж как получится), чтобы совершить над тяжелобольным это таинство... Но те, кто приходят в храмы Вел. постом и готовы выдержать хотя бы два-три часа при довольно большом количестве людей и ждут непременно семь помазаний (хотя достаточно вполне одного!), явно не относятся к тем тяжелобольным, которых имеет в виду чин Елеосвящения.
На сайте Патриархии дана историческая справка. Где, в частности, сказано:
"В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки.
Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦЗ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями.
В свете сказанного о русской дореволюционной и современной греческой традициях допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования. Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.
Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему".
Особую популярность приобрело мнение, что в Елеосвящении прощаются забытые грехи. Многие священники даже озвучивают это утверждение! Но никаких оснований так считать вовсе нет. Если основываться на Писании, то в послании Иакова написано просто: "Болеет ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15). Какие грехи - не уточнено. В самих молитвах чина Елеосвящения тоже нигде не упоминаются специально забытые грехи. Эти молитвы сильно перекликаются с молитвами из чина исповеди, где говорится просто о прощении грехов вольных и невольных, в ведении и по неведению. В Елеосвящении человеку тоже предлагается покаяние, хотя и без прямого исповедания своих грехов.
Может быть, такая особая востребованность связана с тем, что до сих пор у многих Евхаристия так и не стала в центре всех других богослужений и таинств?..
|
</> |