Елена Волкова: "Как юродивый, отец Глеб Якунин всегда противостоял патриарху"
philologist — 23.03.2021 Культуролог Елена Волкова рассказала РС о своей книге "Глыба Глеба. Запрещённейший иерей Якунин": "Церковное сопротивление и церковных диссидентов игнорирует официальная историческая наука и Русская православная церковь. Даже в двухтомнике по истории России под редакцией Андрея Зубова об этом всего две строчки: открытые письма Эшлимана и Якунина 1965 года лишь упомянуты, больше ничего о них не сказано. А в некоторых курсах по истории РПЦ нет даже упоминания об отце Глебе. И мне хотелось восполнить этот пробел в ситуации, когда борьба за церковь и верующих в советское время, а также постсоветская история религиозной дискриминации игнорируется, умалчивается. Кроме того, мне было важно написать книгу об отце Глебе, о котором пока не вышло ни одной книги. Хотелось также ввести в оборот тексты, которые даже те, кто пишет на эту тему, находят с трудом.На фото: Александр Мень, Глеб Якунин, Николай Эшлиман
"Открытое письмо" Эшлимана и Якунина 1965 года – это легендарный текст, который открыл миру правду о хрущевских гонениях на верующих. Именно благодаря этому письму весь мир узнал о том, что происходит в России, впервые зазвучали голоса жертв. До этого архиереи, специально направленные партией и НКВД-КГБ за рубеж, вещали о том, что в стране все хорошо, свобода религии и нет никакой дискриминации, никаких гонений. А хрущевские гонения – это тысячи закрытых храмов, закрытые семинарии, академии, разрушенные храмы, дискриминация и преследование верующих. Это очень серьезные страдания и боль, унижение, разрушение религиозной жизни и судеб людей. Было множество жертв, и они обрели голос на весь мир благодаря отцу Глебу Якунину и отцу Николаю Эшлиману.
Даже люди, которых я уважаю в либеральной среде, прямо говорили мне в лицо: "Глеб Якунин? По-моему, он сумасшедший". А когда я работала над этой книгой, даже люди, близкие к нему, давая мне интервью, говорили: "Да кому нужна твоя книга? Это все в стол, сейчас это никому не нужно". Вопреки такому пренебрежению, мне очень хотелось показать значимость фигуры отца Глеба и объяснить тем, кто называл его сумасшедшим, что да, в нем было что-то от юродивого, от шута в том смысле, что он говорил правду прямо в лицо "царю" и патриарху, властям гражданским и церковным.
Как средневековый шут или юродивый, он был антиподом "короля" и говорил с ним на равных: отец Глеб всегда противостоял патриарху: и Пимену, и Алексию I (Симанскому), и Алексию II (Ридигеру), и Гундяеву, всегда был оппонентом патриарха, громким и мощным, говорящим с архиереями на равных. Он многие годы обличал патриархию и призывал ее к покаянию, сначала – за сотрудничество с советской тайной полицией и соучастие в гонениях на своих же сестер и братьев по вере, потом – за торговлю Христом. У него было внутреннее право, сила, авторитет, уверенность в себе (вот как писали о Христе – "говорит как право имеющий"). И в этом, конечно, была определенная традиция юродства. Мне хотелось написать апологию отца Глеба и объяснить тем, кто его игнорирует, и тем, кто смотрит свысока, что это человек необычайного призвания, дара, мощи, пророческого обличительного голоса. Пророки обличали и предсказывали, и отец Глеб всю жизнь обличал пороки церкви и государства, и он всегда верил в то, что завтра вся страна преобразится".
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
|
</> |