Елена Ужасная



написал текст про кинематографическую ленту "Елену" режиссера Андрея Звягинцева - - http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Ubit-monstra!
(уже писал про нее здесь - http://golishev.livejournal.com/1739205.html)
в чем-то даже программый, я бы сказал, текст
ОЧЕНЬ рекомендую
на всякий случай выкладываю
Убить монстра!
Почему никто не понял фильм Андрея Звягинцева
«Елена»
Десятые годы
Владимир Голышев
Третий фильм Андрея Звягинцева не так прост, как кажется. А кажется
он безупречно сделанным, изыскано лаконичным «арт-хаусом». «Елену»,
конечно, хвалят. Повторяют унылые банальности про «отчуждение» и
«конфликт». Сочувствуют главной героине. Говорят: после
фильмов-притч режиссер резко повернул руль влево и снял
«остросоциальную» ленту. Мол, отказался от философских обобщений в
пользу шершавой конкретики суровых российских будней.
Молодец!..
Я долго ломал голову, что заставляет неглупых, в общем-то, людей
нести всю эту околесицу?..
Ведь невооруженным глазом видно, что «Елена» - абсолютно
западный фильм. Таких «хрущёб» с видом на ТЭЦ навалом не только в
Восточной Европе, но и в Господине Великом Лондоне, а тамошние
гопники неотличимы от наших. И наоборот, герой Андрея Смирнова –
для России совершенно нетипичен. Англичанин какой-то из
«мидл-класса». Овсянка, фитнес, завещание, адвокат. А у самого за
душой – «Ауди», квартира, да жидкая стопка рублевых «котлет» в
сейфе. Он что «офисный планктон»? Или зубной врач? Уберите из
телевизора Малаховых и прочий «Первый канал» и от хваленной
российской «конкретики» не останется ничего. Только русские имена,
да доблестная российская армия, из-за которой «англичанин»,
собственно, и склеил ласты до срока.
В общем, Звягинцев опять снял фильм-притчу. Просто на этот раз он
изысканной живописи предпочел незамысловатое подглядывание за
героями объективом неподвижной камеры. Не потому что «модно».
Потому что для новой притчи подходит именно этот неласковый к
зрителю киноязык. Чтобы было больнее…
Набор заблуждений, с которого я начал – естественное следствие
подмены, продиктованной инстинктом самосохранения. Если «Елена» -
фильм про конкретную женщину, можно ослабить узел галстука и
развалиться в кресле. Под рукой готовый набор «остросоциальных»
банальностей – выбирай на вкус. А если нет?.. И тут становится
страшно. Почва уходит из под ног. Пол становится потолком, а
потолок – полом…
В лучшей книге Эдуарда Лимонова «Другая Россия» есть потрясающая
глава «Монстр с заплаканными глазами». Злой нарцисс бьет наотмашь:
ваши мамы – ваши враги! Они оторвали ваши яйца, заслонили жирной
тушей солнце, сбили дыхание, отравили колодец жизни и мешают
красиво умереть. Потому что при сыне-унылом-говне они – вроде как,
матери-героини, святые, подвижницы. А это ж так приятно – купаться
в лучах сочувствия и восхищения! Вштыривает не по-детски.
Достаточно одного укола – и не слезешь. Всю оставшуюся жизнь
будешь, качая головой, цедить из кошелька мятые бумажки «сыночке на
водку». Или мужу… «Зачем вы солите огурцы? Вы хотите, чтобы Ваш муж
пил?» - недоумевает златокудрый Соколов в «Маленькой Вере». «Можно
подумать, если я не буду солить – он пить не будет?», - ответила
Зайцева в химии. И глазки у нее забегали...
В прошлом году один такой монстр погубил девочку-иностранку.
Сандру. Из Португалии. Дело было так. Алкоголичка-россиянка бросила
ребенка. Немолодая супружеская пара его выходила, окружила заботой
и лаской. Девочку крестили, она пошла в школу. В общем, жизнь у
ребенка удалась. Но тут в российской глубинке в покосившейся
избушке мать алкоголички («героиня», конечно!) почуяла дозу… В
итоге, португальскую девочку, ни слова не понимающую по-русски,
этапировали поближе к русским березам. Там ей поставили синяк под
глазом и объяснили, что русские после первой не закусывают…
Самое интересное в этой истории (она еще не закончилась) – овации,
в которых искупали монстра-душегуба. Алкоголичку – да, порицали. Но
в героизме «бабушки» не сомневался практически никто! Увидеть
простую истину - старуха принесла в жертву чужого ребенка, чтобы ей
все сочувствовали – россияне не смогли. Или не захотели. Слишком
страшно. Потому что если мать-героиня – «монстр с заплаканными
глазами», то как же, простите, жить? Ведь ничего ж святого,
получается! Только ветер гудит в проводах. Тускло звёзды
мерцают.
Непреодолимое желание свести новый фильм Звягинцева к «социалке»
имеет ту же природу. Если фильм не про конкретную женщину, которая
«так любила, что убила», а про «монстра с заплаканными глазами» -
то ножки табуретки с хрустом ломаются и всё летит вверх тормашками.
А падать больно…
Звягинцев беспощаден. Его Елена ни оставляет трусам ни одного
шанса. Это не человек, а ходячий символ. У него не лицо, а маска,
на которой всегда одна и та же гримаса: вселенская скорбь с ноткой
укора. В этой маске она смотрит Малахова, встает с кровати после
секса, едет в трамвае, убивает, уничтожает улики, врёт падчерице,
врачу, адвокату. Роль почти без слов. Если Елена открывает рот,
значит, она собирается укорить кого-то за «бессердечность» или
соврать. Потому глаза она прячет. Особенно при разговоре с Катей,
которая видит ее насквозь. А в гадюшнике у «сыночки» она тупо
молчит. Потому что и сам «сыночка» и невестка, и внуки для Елены –
лишь декорации, на фоне которых она – героиня. Кто ж разговаривает
с декорациями? О чем с ними говорить?.. «Вы хорошо играете роль
заботливой жены», – бросает ей Катя. «Вот сука!» – думает монстр, и
смотрит куда-то вбок. Смотри шею не сверни, мать тереза!
Звягинцев хитер. Он не торопится. Нигде не пережимает. Зритель
беззаботно заглатывает знакомую наживку, не замечая – что он
ест. Зритель не видит, что наша «мать-героиня» ни черта не делает.
Даже в магазин ходить ленится – еду из супермаркета доставляет
курьер. У нее две радости в жизни: пялиться на Малахова и кайфовать
в «сыночкином» гадюшнике. За счет мужа, естественно. Но гипноз
«заплаканных глаз» настолько силен, что зритель, не смотря ни на
что, послушно сочувствует монстру, а не мужу – единственному
сложному герою в этом убийственном фильме. Муж – такая же жертва
гипноза «заплаканных глаз», как и все остальные, но… у него есть
дочь! Катя. У отца с дочерью особая связь. Двухсторонняя. А потому
он сам – чуть-чуть Катя. Эта примесь вынуждает его чувствовать лажу
и брыкаться. Но ее недостаточно для того, чтобы под заплаканной
маской увидеть волчьи клыки.
Прежде чем перейти к Кате, забьём последний осиновый кол промеж
елениных сисек – опишем, как рыболов-Звягинцев подсек, заглотившего
наживку зрителя.
Очень просто! Всего две таблетки виагры. И гопник пойдет в
институт, а не в армию. И паразитка Катя получит в наследство от
дохлого осла уши. А живые декорации переедут в новое просторное
помещение, чтобы загадить его продуктами жизнедеятельности (в
памперсах и без). «Вы думаете, раз у вас деньги, вы какие-то
особенные», – сверкнула клыками Елена, узнав, что за два с
половиной года околачивания груш она заработала пожизненную ренту,
а не то, на что она рассчитывала. И зрители разделил ее пафос. Хотя
бы отчасти. Ну да, мы же не знали, что у Елены виагра в кобуре! А
когда она выстрелила, начались муки. Нет, не у преступницы. У
зрителя. Потому что ничего, хотя бы отдаленно напоминающего
угрызения совести Звягинцев Елене не приписал. Все та же маска. Все
то же враньё. И чтобы жизнь зрителю совсем уж не казалась
рафинадом, Елена поставила на место врача: «Нельзя ли
покорректнее». Это убийца говорит, если что…
А теперь перейдем к «особенному человеку», за которого Звягинцеву
низкий поклон – к Кате. Именно она, а не Елена – главный герой
фильма. Новый герой...
Звягинцев – пророк. Или какое-то другое слово. Как назвать
человека, который в случайном нагромождении штрихов и пятен
способен разглядеть то, чего другие не видят? Звягинцев – оно
самое. Его Катя – это человек, который заявит себя в полный рост в
десятые годы XXI века. Или эмбрион такого человека. Так или иначе,
всем нам предстоит стать немного Катями – «особенными». Если,
конечно мы не хотим оставаться петрушками в балагане Елены.
Монстр сказал правду. Но не про Катю, а про себя. Столкнувшись c
человеком, на которого не действуют заплаканные глаза, Елена
списала всё на деньги. Не зря она в разговоре с мужем как мантру
твердила один и тот же упрёк: «А дочке своей деньги даёшь». И
опять. И снова. И зритель послушно заглотил еще одну звягинцевскую
наживку – поверил монстру и записал Катю в «золотую молодёжь». Но
вот убитого зарыли. Катя палец о палец не ударила, чтобы получить
своё . Елена – мертвой хваткой вцепилась в чужое . И
сынок, отыскав пиво в чужом холодильнике, ее успокаивает: «Катя
откажется от своей половины квартиры». Он в этом уверен. Еще бы!
Конечно, откажется! Потому что побрезгует. Но не только. Дело в
том, что Катя на самом деле безразлична к деньгам. Это не
бравада. Она сказала отцу правду. Она, вообще, всегда говорит
правду. Когда приходится говорить…
Царство Елены Прекрасной это – царство тотальной лжи. Лжи и
лицемерия. Ложь, понятное дело, «во спасение». «Тебе не жалко
отца?» Переводим с елениного на русский: «Тебе чё, трудно бровки
домиком поднять и носом шмыгнуть?» Потому что «жалость»
хладнокровной убийцы – это имитация жалости. И Катя
указывает точное направление – у пчёлки в попке. А попка у пчелы –
что надо: туда поместилась и Елена, и все, кто покупается на ее
дешевые разводки. То есть, вообще, все. Ну, или почти все. Тот же
отец искренне тянется к дочери. Но как жить в ледяной пустыне, в
которой она поставила шезлонг? Вот и лепечет детородные банальности
и получает от дочери по мозгам...
Мы не видим реальное содержание этой сцены, потому что смотрим на
нее заплаканными глазами Елены: видим непутёвую дочь и мудрого
заботливого отца, который… Какая чушь! «Мудрый» отец последние годы
живет в аду. И не понимает, через какую дырку из него утекают
жизненные силы. Его завтра убьют, как собаку. Пожитки его
достанутся тварям, о которых ему даже думать противно. Катя –
единственный человек на свете, который всё это знает . И
пытается поделиться своим знанием. Но это страшно! Правда, она,
вообще, страшная. Потому обычный, ветхий человек всегда кутается с
байковое одеяло «лжи во спасение» и старается «думать о хорошем».
Отказывается от опытной сиделки. У него же такая заботливая жена. К
тому же медик. Но не фармаколог. Потому, прежде чем убить, она
лезет на книжную полку за справочником. Чтоб уж наверняка…
Вернемся к Кате (то есть, к нам, какими нам придется стать в
десятые, если не хотим виагры). Каждая ее черта при ближайшем
рассмотрении оказывается христианской (если, конечно,
считать христианством то, что мы знаем из Евангелия, а не из
«Закона Божьего» или Всеволода Чаплина).
Судите сами. Христос запрещал делать постное страдальческое лицо.
Велел отдавать и верхнюю одежду тому, кто хочет отсудить рубашку.
Относиться одинаково и к ближним, и к врагам. Не ценить деньги и
собственность. Не печься о грядущем дне. Не говорить высокопарных
благоглупостей и, вообще, поменьше болтать. Не стремиться осуждать
и, вообще, не особенно интересоваться другими людьми и их
поступками и т.д. В конечном счете, все евангельское учение можно
свести к одному пламенному призыву – совершенствоваться через
освобождение от всех форм зависимости. Катя ровно это и делает.
Она, конечно, совсем не похожа на «рабу Божию» в платочке. Зато на
«рабу Божию» очень похожа Елена! Она в фильме даже свечку ставит.
Для пущего сходства…
Черты Кати уже сегодня можно разглядеть во многих из нас. Прежде
всего, в тех, кто помоложе. Я сам отчасти такой. Хотя раньше таким
не был. Это верный признак смены поколений. Возникает новый
человеческий тип. Звягинцев его не выдумал – скорее подсмотрел,
почувствовал, угадал. Когда новые люди составят критическую массу,
жизнь изменится. И тогда Еленам в платочках придется не сладко.
|
</> |