
Электронная подпись и ее разновидности

Наиболее ценным ресурсом в бизнесе является время. Ежедневно организации теряют внушительное количество затраченных часов на работу с документацией — ее отправку, получение посредством обыкновенной почты или курьером, поиск необходимых документов в архивах. Для решения этих проблем целесообразно перейти на электронный юридически значимый аналог как документов, так и основного реквизита к ним — подписи.
Электронный документ – информация, хранящаяся в электронно-цифровой форме, понятная как человеку, так и информационным системам. Данный вид документов доступен как для редактирования, так и для отправки через информационно-телекоммуникационные каналы связи.
Электронная подпись представляет собой полноправный аналог подписи, поставленной обычной шариковой ручкой. Ее свойства генерируются в ходе криптографических преобразований и позволяют устанавливать владельца, заверившего электронный документ.
Электронную подпись принято разделять на следующие виды:
- простая
- усиленная
К простой подписи относятся пароли, защитные коды и прочие методы авторизации личности.
Усиленная подпись подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную, последняя из которых позволяет:
- установить принадлежность личности к подписанному документу
- установить наличие изменений в документе после момента подписания
Отличие усиленной квалифицированной электронной подписи заключается в том, что для ее выпуска и проверки используются средства криптозащиты, которые аттестованы ФСБ РФ. Вместе с тем, сертификаты этой подписи создаются только в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Удостоверяющий центр представляет собой индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, которое занимается выпуском и последующим сопровождением сертификатов открытых ключей, а также рядом других функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется доверенным федеральным органом - Минкомсвязи России. Данный орган выставляет ряд заявленных требований и определяет, соответствует ли удостоверяющий центр данным требованиям или нет.
Хранение электронной подписи осуществляется на следующих цифровых носителях:
- дискетах
- картах памяти (флеш-картах)
- смарт-картах
Существует возможность хранения электронной подписи на компьютере, посредством файла с расширением .cer, но предполагается, что он хранится всегда при ответственном лице.
В настоящее время удостоверяющими центрами уже выпущено свыше трех миллионов сертификатов электронной подписи. Их обладатели могут: сдавать отчетность в контролирующие органы, становиться участниками электронных торгов, подписывать различные договора, счет-фактуры и использовать еще ряд возможностей из любой точки мира.
|
</> |