Электромобиль. Ожидание и реальность.
partisan_p — 23.01.2023Хорошая заметка о тест-драйве не самой дешёвой электрички.
Поначалу море восторгов вскоре сменилось столкновением с суровой
правдой жизни.
Наконец — самая важная часть
нашего теста. В теории электромобиль кажется лучшим вариантом для
владельцев загородных домов: поставил вечером авто прямо под окнами
на зарядку, а утром с полным «баком» поехал по своим делам. Но на
деле все не так.
Итак, частный дом для эксперимента есть, но, к большому сожалению, нет гаража. Зато в наличии 50-метровый строительный удлинитель — в хозяйстве незаменимая вещь. С его помощью не раз чинился собственный автомобиль, так что схема уже отработана. Выкидываешь удлинитель через окно, тянешь к машине, а непосредственно розетку вешаешь на специально подготовленную палку или кладешь под авто, чтобы она не намокла. Браво, вы великолепны. Большинство электрокаров, к слову, не заряжаются, если отсутствует заземление.
С этим проблемы нет, но есть другая. Вокруг дома в день эксперимента велись активные работы по благоустройству, поэтому не было возможности загнать машину во двор. А оставлять удлинитель и переходник для зарядки за пределами забора на ночь я побоялась. Хотя вокруг лес и разве что лоси позарятся на это «богатство», но все равно как-то не по себе.
В общем, было решено отложить заправку на утро. Вот с какой скоростью заряжается электрокар с 30 до 80% при разных условиях, если верить производителю:
✓ быстрая уличная зарядка/столб с оборудованием мощностью 60
кВт — за 0,87 часа;
✓ быстрая уличная зарядка/столб с оборудованием мощностью 120 кВт —
за 0,63 часа;
✓ зарядка переменным током (10 кВт)
— за 7,5 часа;
✓ зарядка постоянным током (10 кВт) — за 55 минут.
У Geometry C оставалось 34%, а потому мы с друзьями прикинули, что утром за четыре часа «электричка» наберет еще 30%, чего точно хватит на дорогу в одну сторону. Не тут-то было.
Наше путешествие было назначено на 11:00. Поэтому я проснулась в 07:00 и сразу подключила «Геометрию» к зарядке. Процесс пошел, машина закрыта, охрана в виде злой овчарки приставлена — можно идти в дом пить чай и собираться.
Иногда поглядывала в окно: светодиоды по бокам фар горят синим цветом, значит, все окей. Где-то в 10:30 решила забросить вещи в машину. На дисплее — 37%. Плюс 3% за три часа, ау! Да, мы знали, что от домашней розетки электрокар заряжается очень медленно. Но это как-то слишком.
Звоню дилеру. Ответ: возможно, дело в том, что машина заряжается на улице при температуре ниже нуля. Но коллеги тоже удивлены такому результату. Спойлер: нет, я нигде не накосячила. И следующей ночью я снова попытаюсь зарядить авто от домашней розетки.
.....
По карте определили, что до ближайшей заправки возле деревни Подбережье 18 км. На всякий случай позвонили туда и уточнили, работает ли зарядная станция. Запас хода — 50 км, до АЗС — 18 км… Кажется, все сходится. Но нет: когда по навигатору до АЗС оставалось 10 км, запас хода и вовсе сменился на прочерки, а машина, кажется, ехала только на наших молитвах. Догадались, в чем заключалась фатальная ошибка? Правильно, мы не переключили режим Sport на более экономичный. Честно? Стыдно. Спишем на недосып из-за раннего подъема.
Потратив на зарядку 60 минут, мы получили запас в 70% батареи. До Кировска — 123 км. Сходится? После легких математических вычислений — да. Но «Геометрия» считает по-другому. В Кировск мы въезжали уже с 15% заряда и 75 км в запасе. Ехали мы в основном в режиме Eco. Один раз переключились на Sport, чтобы быстро обогнать едущие впереди машины, а под конец пути следовали на Eco+. Круиз-контролем почти не пользовались.
Но в Кировске нам еще нужно было доехать до кафе «Смаженка», а потом добраться до ближайшей зарядной станции в Бобруйске. Честно говоря, я всю дорогу не могла избавиться от чувства тревоги: боялась, что авто разрядится прямо на трассе и мне придется вызывать эвакуатор, пока мои друзья мерзнут в салоне и наводят на меня порчу.
На дорогу из Кировска в Бобруйск (расстояние — около 25 км) у нас оставалось 69 км запаса по показаниям компьютера. Ехали, кажется, максимально экономично. Но к бобруйской «Маланке» мы добрались всего с 3% заряда.
Небольшая ремарка. Malanka списывает деньги таким образом: в начале зарядки снимает с карты 25 рублей, а в конце возвращает их и забирает ровно ту сумму, на которую машина зарядились. В этот раз все начиналось как обычно: 25 рублей в один миг улетучились, но уже спустя пару минут вернулись. Заодно с карты списался еще 21 рубль. А вот заряд авто даже на один процент больше не стал. Спойлер: мы написали в службу поддержки (позвонить туда нельзя), и деньги нам вернули спустя час-полтора. А если бы это были последние кровные?
К счастью, в это время освободилась соседняя электроколонка. Владелец Mazda MX-30 выругался, обозвав свою машину «электровеником», и удалился восвояси. Мы быстро перепарковались и предприняли очередную попытку зарядиться. В этот раз удачно. Запас хода — 316 км, на дисплее — 68%. Непонятно, как «Геометрия» вычисляет эти параметры. При условии, что 100% — это 550 км, 316 км должны приравниваться к 57% заряда. На карте — минус 20 рублей, еще примерно 10 ушло на чай и десерт в ТЦ.
Резонный вопрос: в чем была проблема хоть раз зарядить автомобиль до 100%? Честно: ни в чем. Просто из Кировска хотелось выехать пока светло.
39-летний «штурман» заявил, что «электричку» в ближайшие годы точно не приобретет: не готов прокладывать маршрут через зарядные станции и постоянно просчитывать в голове, до какого момента хватит запаса хода. К тому же приложение у нас периодически подтупливало и вылетало — под конец дня это уже всех бесило.
На ночь мы еще раз поставили электрокар на зарядку от домашней сети. Итог печальный: за 7 часов машина набрала 7%, то есть по 1% в час.
Ужасно бесила несправедливость: почему 100 км запаса хода, указанные на панели, не являются таковыми в действительности? Хотя к показаниям дисплея в режиме Eco+ претензий нет. Но при таких настройках теряется и вся радость от пользования «электричкой»: динамики никакой, а при низком заряде отключается все, включая печку.
Потратили за три зарядки (хилые попытки подключиться к домашней сети не считаем) 62 рубля. То есть каждые 100 км дороги обходились нам где-то в 14,5 рубля. А значит, почти любой «бюджетник» на газу будет экономичнее. Но напомним, что многое зависит от стиля езды, выбранного режима и прочих факторов.
Идеальные условия для эксплуатации такой «электрички» — дом с пристройкой в виде гаража и собственной зарядной станцией. Правда, стоит последняя... И надо брать во внимание, по какому тарифу вы платите за электричество. В итоге слишком много индивидуальных вводных, чтобы рассчитать, действительно ли Geometry C экономная.
|
</> |