Электрогорск. Первая ГРЭС России
dmitry_sasin — 07.02.2022 Поехал в Электрогорск посмотреть двухэтажные деревянные дома, которыми пока ещё богат город. Но вот больше меня увлекла электростанция, для строителей и эксплуатационного персонала которой был построен этот город. По многим показателям эта небольшая ГРЭС-3 им. Классона в стране является первой. Ни размерами, ни мощностью она сейчас не выделяется. Но это сейчас.Для того, чтобы понять значение ГРЭС-3 в истории отечественной энергетики, переведём стрелки часов на полтора века назад. В то время люди уже научились строить электростанции и получать на них электроэнергию и использовать её для освещения или привода механизмов. Но электростанции строились как можно ближе к потребителю электроэнергии - в жилых кварталах, при фабриках и заводах, при общественных зданиях. Тогда ещё не был изобретён эффективный способ передачи электроэнергии на сравнительно большие расстояния.
Первая электростанция для бытовых нужд была построена во Франции для освещения Парижской оперы. В России первой установкой подобного рода стала станция для освещения Литейного моста в Петербурге, созданная в 1879 году при участии Яблочкова. Там же было основано «Общество электрического освещения 1886 года», объединившее несколько маленьких электростанций в центре российской столицы и построившее две новые – у Казанского собора и на Инженерной площади. У каждой из этих станций мощность едва превышала 200 кВт, что хватало бы на 100 современных электрочайников.
В Москве первая центральная городская электростанция была построена в 1888 году и получила название Георгиевской в честь переулка, в котором располагалась (сейчас на этом месте, в том же здании, находится Новый Манеж). Мощность станции составляла всего 100 кВт, вырабатываемая на ней электроэнергия направлялась по подземным кабелям к ближайшим улицам, к Большому и Малому театрам, к зданию МГУ на Моховой. В 1897 году Георгиевская станция была закрыта, так как не могла обеспечить в разы увеличившийся спрос; её заменила более мощная Центральная электростанция на Раушской набережной.
А теперь представьте себе электростанции в самом центре города. В России большинство электростанций работало на мазуте или нефти, которые надо было как-то доставлять из Баку, плюс к этому шум и копоть. Хоть в те времена для электростанций и строили красивые здания, город это явно не украшало. А людям, понявшим все преимущества электричества, требовалось его всё больше и больше. Для реализации идеи выработки электроэнергии в местах, богатых топливом, требовалось решить задачу передачи электроэнергии на большие расстояния с малыми потерями. При использовании постоянного тока потери доходили до 75%.
Стало ясно, что централизованное электроснабжение возможно только при использовании переменного тока. Первая такая электростанция была построена в Лондоне в 1884-м году. В России же первенцем стала электростанция, построенная в Одессе в 1887-м году. Она могла снабжать потребителя, расположенного в 2,5 км. Но уголь для неё приходилось везти аж из Англии. В том же году была построена электростанция в Царском Селе, её сеть составляла уже 64 км. Это позволило Царскому Селу стать первым в Европе городом, полностью перешедшим на электрическое освещение.
К началу 20-го века сложились предпосылки для строительства районных электростанций, обеспечивающих электроэнергией сразу несколько населённых пунктов. Первой такой в России стала гидроэлектростанция на реке Подкумок возле Ессентуков. Возле Москвы нет рек, позволявших построить мощную гидроэлектростанцию. Месторождения угля Московского угольного бассейна тоже ещё не начали разрабатывать. Зато к востоку от Москвы было много торфа.
2. По предложению инженера Роберта Эдуардовича Классона в богатом торфом районе к востоку от Богородска (Ногинска) началось строительство тепловой электростанции.
А началось это строительство с охоты на уток. Классон, будучи заядлым охотником, в 1911-м в процессе охоты на уток в Богородском уезде забрёл в местные торфяные болота. Здесь ему и пришла в голову мысль использовать природные богатства. Узнав, что болота эти продаются, он приехал сюда ещё раз, но уже с друзьями и серьёзными намерениями. Обследовав местность, они выбрали рядом с озером Госьбужье относительно сухое местечко, на котором можно было бы построить электростанцию. Но нужны были деньги. Российские промышленники своими капиталами не рискнули, тогда Классон поехал в Германию и смог убедить буржуев со своей исторической родины инвестировать в строительство. Причём понадобилось ему на это всего два дня.
3. Строительство началось весной 1912-го года. Нужно было выполнить большой объём земляных работ, проложить дорогу от Владимирского тракта, вырубить деревья. В июне состоялась закладка станции, а к осени главное здание было уже готово.
4.
5. Оборудование завозили по построенной железнодорожной ветке и по зимнему первопутку. Так везли трансформатор.
Монтаж и наладка оборудования требовали высокой квалификации. Сюда свезли опытных рабочих с московских электростанций. Монтажом же турбин занимались представители завода-производителя. 28 апреля 1913 года в Москве основано акционерное общество «Электропередача», а уже 12 марта 1914 года станция с одноимённым названием дала первый ток. На электростанции были установлены 3 турбогенератора мощностью 5 тыс. кВт и 11 паровых котлов низкого давления. Мощность станции составляла 15 тыс. кВт. Устав нового акционерного общества «Электропередача» был Высочайше утвержден в апреле 1913 г. Электростанция стала самой крупной в России м первой в стране, работающей на торфе.
Но у внука Р.Э. Классона Михаила Ивановича Классона klasson есть другое мнение по поводу даты пуска. Он ссылается на хронологический указатель " Развитие энергохозяйства СССР", в котором указано, что первая районная электростанция на торфе введена в эксплуатацию в мае 1913-го года. Возможно и так, но больно уж ударные темпы строительства получаются в таком случае. Первая выработанная станцией электроэнергия пошла на собственные нужды - работу элеваторных машин по подъёму торфа. А стороннему потребителю первый ток пошёл поздней осенью 1913-го.
Именно на Электропередаче впервые было применено в России высокое напряжение в 35 тыс. и 70 тыс. вольт. 6 марта 1914 г. губернская управа выдала свидетельство, разрешающее эксплуатацию этой станции, а 12 марта 1914 г. электростанция «Электропередача» дала первый ток потребителям. Какая дата правильная - не берусь судить, сам в архивах не сидел.
Первыми потребителями станции стали фабрика Морозова в посёлке Крутое (Орехово-Зуево), три текстильные фабрики в районе Павловского Посада, фабрика Анисима Поляева вблизи Богородска (Ногинск), заводы Второва в поселке Затишье (Электросталь). Линия Электропередача - село Зуево стала первой ЛЭП в России.
В 1913 г. «Общество Электрического Освещения 1886 г.» подало в Городскую Думу записку с предложением объединить все московские электростанции и присоединить к ним строящуюся в Подмосковье «Электропередачу». В 1915 г. от Электропередачи была построена ЛЭП напряжением 70 кВ и протяженностью 71 км. Линия связала электростанцию с Измайловской понизительной подстанцией в Москве и соединила две электростанции – «Раушскую» и «Электропередачу». Так родилась первая в стране энергосистема. 13 августа 1915 г. ток с электростанции стал поступать в Москву. Эффект от присоединения был огромный. С сентября 1915 г. по январь 1917 г. в Москву было отпущено 48 млн кВт·ча, что уменьшило необходимость подвоза топлива по железной дороге в Москву на 2600 нефтяных цистерн.
Электропередача стала единственной крупной районной электростанцией царской России. Именно она была взята за основу создания сети ГРЭС по плану ГОЭЛРО. Вслед за ней были построены работающие на торфе Ивановская ГРЭС в Комсомольске, Шатурская ГРЭС, также основанная Классоном.
6. Для доставки торфа на станцию была проложена сеть узкоколеек. Одна из них проходила по нынешней улице Безымянной. Искать следы УЖД под слоем снега - занятие бесполезное и я не стал этим заморачиваться.
7. Роберт Эдуардович Классон родился 12 февраля (31 января по старому стилю) 1868 года в Киеве, в семье врача, работавшего в Киевском университете.
В восемь лет он поступил в 1-ую Киевскую гимназию, которую окончил в 1886 году. Потом поступил в Петербургский технологический институт. Именно там Классон начал увлекаться идеей создания в России мощных электрических установок. Для этого он изучал электротехнику и паровое хозяйство. Это был период, когда электротехника уже существовала как самостоятельная отрасль, но была в основном техникой постоянного тока. И только после того, как Павел Николаевич Яблочков доказал практическую целесообразность применения в промышленности переменного тока и обосновал возможность дробления энергии, интерес к переменному току среди электротехников значительно возрос, найдя особый отклик у известного русского учёного Михаила Осиповича Доливо-Добровольского. Однако высшая школа в России не была подготовлена к преподаванию электротехники, и Роберту Классону не разрешили защищать дипломный проект на его любимую тему.
После окончания института Классон стажировался в Германии, где принимал участие в монтаже и пуске первой линии электропередачи трехфазного тока от Лауфена до Франкфуртской электротехнической выставки. После чего вернулся в Россию уже опытным электротехником. В 1895–1896 годах Классон руководил строительством электростанции трехфазного тока на Охтинских пороховых заводах под Петербургом. На его популярность в технических промышленных кругах обратило внимание руководство «Общества электрического освещения 1886 года». и пригласило на должность управляющего строительством. Классон в короткое время осуществил строительство мощных электростанций трёхфазного переменного тока на Обводном канале в Петербурге и Раушской набережной в Москве.
8. Потомки Р.Э. Классона на фоне бюста, установленного на территории электростанции.
Когда строительство Раушской электростанции было закончено Правление «Общества электрического освещения 1886 года» предложило занять должность директора, однако от предложения он отказался, заявив: «Рано еще мне садится в спокойное директорское кресло для уже налаженной станции, хочу поработать как строитель».
В 1900-1906 годах Роберт Классон увлекается идеей электрификации бакинских нефтяных промыслов, руководит строительством Биби-Эйбатской электростанции в Баилово. В 1906 году, вследствие отказа применить репрессии к бастовавшим рабочим, был вынужден оставить пост директора акционерного общества «Электросила». В 1907 году возвращается в Москву, где принимает предложение «Общества электрического освещения 1886 года» заняться расширением Раушской станции и переводом городской электрической сети на напряжение в 6 тыс. В, что технически и экономически было уже давно необходимо.
Смена строя в стране не сильно повлияла на характер работы Р.Э. Классона, он принимал активнейшее участие в организации работы электростанции Электропередача и Треста МОГЭС, бессменным членом Правления которого он был все время со дня образования Треста. Выступая 11 февраля 1926 года на заседании ВСНХ по вопросу выхода страны из топливного кризиса, Роберт Эдуардович Классон после страстной и убедительной речи внезапно скончался. 17 марта того же года ГРЭС Электропередача было присвоено имя Р.Э. Классона.
9. Одна из улиц Электрогорска носит имя Классона, на привокзальной площади ему недавно установили памятник.
В 1970-е годы, чтобы избежать закрытия ГРЭС, было предложено использовать её в роли своеобразной научно-исследовательской лаборатории и полигона для испытания перспективных технологий — энергетических газотурбинных установок. 2 февраля 1977 года на параллельную работу с сетью системы Мосэнерго включили первый генератор с газотурбинной уситановкой ГТУ-100 производства Ленинградского Металлического завода («ЛМЗ»). В 1978 году была введена в эксплуатацию вторая ГТУ.
В 1985-м году ГРЭС была переведена на природный газ, что существенно улучшило экологическую обстановку. В 1990 году на ГРЭС-3 заработала первая в России энергетическая установка парогазового цикла мощностью 150 МВт. Если коротко, парогазовый цикл - это когда газ сжигается при высокой температуре в газовой турбине, а уже выхлопные газы ГТУ поступают в котёл паровой турбины, в котором вырабатывается пар для привода паровой турбины. Такой цикл имеет намного более высокий кпд по сравнению с просто паровой или газовой турбиной. Сейчас ГРЭС работает в основном для покрытия пиковых нагрузок. Наличие газотурбинных установок делает её более маневренной. Время, необходимое для запуска ГТУ существенно ниже, чем для паровой турбины.
10.
11.
12.
13. Старый машинный зал ещё жив.
14. Мало что удалось достать своими фотоаппаратами, поэтому пришлось обратиться к интернету.
15.
16. В отличие от станции малые архитектурные формы, найденные на территории города, можно рассмотреть в подробностях. Трансформаторная подстанция. Здесь явно видна работа архитектора. Сейчас же ТП - это бездушные коробки, в лучшем случае украшенные граффити. А эта - ну просто прелесть!
17. Ещё одна, но с уже заложенными окнами.
18. А эту ТП зачем-то покрасили. Чтобы стало "ещё красившее, чем было"?
19. По всей видимости пакгауз. Редкий для Подмосковья образец фахверка. Справа сейчас идёт директор рынка, которому вздумалось выяснять кто я такой и на каком основании фотографирую. Не на того напал, наивный.
20. Геометрия фахверка.
21. Рядом стоит ещё одно здание, но оно частично обшито сайдингом, частично обложено новым кирпичом. О далёком прошлом напоминает только башенка.
22. Как и положено электростанциям с паровыми турбинами, имеется несколько прудов-охладителей. Это пруд № 3.
23. Но применение парогазового цикла привело к тому, что тепла в воду сбрасывается меньше и пруды зимой замерзают. Но я бы всё равно на такой лёд выходить не рискнул. Пруд № 2.
про сам город рассказ будет, но в другой раз.
Использовалась информация с сайта музея Мосэнерго и газеты "Город".
|
</> |