Экстравертное поведение полезно для всех, кроме интровертов
crithin — 06.09.2019На протяжении десятилетий психологи, изучающие психологию личности человека, отмечали одну поразительную и систематически повторяющуюся картину: экстраверты больше времени находятся в радостном расположении духа, чем интроверты.
Иными словами, экстраверты счастливее интровертов. У всех, кто заинтересован в общественном благосостоянии, незамедлительно возникает вопрос: побуждать людей вести себя как экстраверты необходимо? Возможно, так и есть.
Например, вне зависимости от расположения духа, люди с разным характером сообщают о том, что чувствуют себя счастливыми и настоящими когда ведут себя как экстраверты ( т.е. ведут себя как люди более общительные, активные, напористые). Это простая корреляция, которую можно интерпретировать по-разному. Но, согласно результатам лабораторных исследований, побуждение людей, в том числе интровертов, действовать как экстраверты, делает их более счастливыми и открытыми для самих себя.
Прежде чем мы начнем изображать из себя экстравертов, стремящихся стать счастливыми, группа исследователей во главе с психологом Роуэном Жаком-Гамильтоном из Университета Мельбурна предупреждает: “Пока у нас не будет ясного представления о плюсах и минусах такого изменения в поведении, пропаганда каких-либо реальных применений экстраверных действий может быть преждевременной и потенциально опасной.”
Чтобы разобраться в этом, команда провела первую проверку на «экстравертное поведение», но в отличие от предыдущих исследований, на этот раз ученые работали за пределами лаборатории и наблюдали за положительными и отрицателями изменениями в поведении людей в повседневной жизни.
Случайным образом десятки испытуемых были распределены на 2 группы, каждой из которых были даны разные поведенческие рекомендациями: «действовать как экстраверт» — первая контрольная группа; «быть скромным, деликатным, спокойным» — вторая контрольная группа. Идея заключалась в том, чтобы поступающие рекомендации стимулировали изменение поведения в соответствии с основными качествами личности, такими как неконфликтность и эмоциональная стабильность. Вторая контрольная группа придерживалась тех же идей, но не следовала указаниям, направленным на изменение их обычного поведения.
Настоящая цель исследования была скрыта от участников, они также не были осведомлены обо всех условиях эксперимента. Задачей для первой контрольной группы (экстравертной) было следовать рекомендациям, которые они получали в течение семи дней, во время взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни (но не в случаях, когда подобное поведение являлось неуместным).
Участники проходили стандартные тесты, в которые входили вопросы относительно их самочувствия и поведения. В течение семидневного эксперимента, шесть раз в день испытуемые проходили короткие психологические тесты, уведомления о которых поступали на смартфон. Также гаджеты периодически сообщали об изменении поведения испытуемых в соответствии с экспериментальной группой, в которой они находились.
Как в ретроспективе, так и во время эксперимента, для среднестатистического испытуемого, ‘экстравертное поведение’ ассоциировалось с большим количеством положительных эмоций (счастье, оживленность, энтузиазм) чем для тех, кто находился во второй контрольной группе, где изменение поведения не требовалось, а потому испытуемые вели себя естественно. Участники первой контрольной группы сообщили о том, что чувствуют себя настоящими не только в определенный момент времени, но на постоянной основе. Данные преимущества были получены испытуемыми без побочных эффектов, таких как усталость и негативные эмоции.
«Таким образом, - сообщают исследователи, - мы можем говорить о положительном результате эксперимента, так как у участников не было обнаружено никаких побочных эффектов, вызванных экстравертным поведением». Преимущества, в значительной степени, распространялись на участников первой контрольной группы, в которой испытуемые чаще вели себя как экстраверты. Тем не менее, интересным является тот факт, что испытуемые изменяли качество своих социальных взаимодействий, а не их количество.
Но на этом история не заканчивается. Дело в том, что во время эксперимента исследователи пристально наблюдали за интровертами. Ученые хотели понять, выгодно ли интровертам менять свое поведение на экстравертное. Согласно данным предыдущих исследований, как интроверты, так и экстраверты одинаково выигрывают от более экстравертных действий, но на этот раз всё оказалось иначе:
‘интроверты практически не получают выгоды от экстравертного поведения, более того, существует большая вероятность, что подобное поведение вредит их благополучию’.
В отличие от других участников, интровертам не удалось улучшить свое экстравертное поведение и, по мнению ученых, это не удивительно. Несмотря на то, что интроверты в состоянии «вести себя как экстраверты» и по-настоящему наслаждаться сиюминутным успехом и позитивными эмоциями, они не сообщали об изменении поведения и о получении удовольствия от экстравертного поведения как до исследования, так и после него. В отличие от экстравертов, во время изменения поведения интроверты не чувствовали себя настоящими, а также сообщали о низкой дееспособности. Кроме того, установка «действуй как экстраверт» увеличила уровень усталости интровертов и количество отрицательных эмоций.
Жак-Гамильтон и его команда исследователей заявили, что это, возможно, и есть главный результат исследования — ‘интроверты не получают выгоды от экстравертного поведения, более того, существует большая вероятность, что подобное поведение вредит их благополучию’. Ученые полагают, что интроверты реже испытывают положительные эмоции (по сравнению с экстравертами).
Однако идея о том, что интровертам может быть выгодно изменение своего поведения по-прежнему небезнадежна. И не только потому, что перед нами результаты лишь одного исследования, но также потому, что те, кто действуют более экстравертированно, чаще сообщают о том, что испытывают положительные эмоции (в отличие от испытуемых во второй контрольной группе, которых попросили сохранять спокойствие и не менять свое поведение).
Неспособность испытуемых во второй контрольной группе получить удовольствие от изменения своего поведения, в конце концов, также может говорить о когнитивных искажениях, таких как ложные воспоминания — опираясь на данные предыдущих исследований, можно предположить, что интроверты и вовсе не ожидают улучшения самочувствия и настроения от экстравертного поведения.
Кроме того, не стоит забывать, что поведение по шаблону не является точной копией поведения экстраверта. Вполне возможно, что регулярные поведенческие рекомендации ученых на ряду с их поддержкой и наблюдениями могут, в результате, войти в привычку (и, следовательно, стать менее трудоемкими), что, в результате, может помочь интровертам обрести выгоду от экстравертированного поведения. ‘Предоставляя интровертам больше свободы, позволяя им вернуться в привычное для них состояние наряду с меньшим вмешательством также может снизить негативный эффект от избыточного общения, включая усталость и чувство опустошения,’ сообщают исследователи.
Об авторе: Кристиан Джарретт- когнитивный нейробиолог, по совместительству научный журналист, её работы опубликованы в таких изданиях как New Scientist, The Guardian и Psychology Today.
Материал подготовлен специально для Critical Thinking
Перевод: Клименко Кристина
Редактор: Любовь Соковикова
Обнаружили ошибку или у вас остались вопросы? Напишите нам: [email protected]