Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Спасо-Евфимиев монастырь. 2
uctopuockon_pyc — 20.04.2024В прошлый раз мы не догуляли в Суздале в Спасо-Евфимиев монастыре, остановились у Спасо-Преображенского собора (Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Спасо-Евфимиев монастырь. 1) и собирались внутрь зайти...
Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора).
Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.
В XVII веке собор был украшен наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно-колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами, два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.
Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи.
В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями. В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.
Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.
И ещё ряд уточнений по православной энциклопедии.
Согласно краткой редакции Жития прп. Евфимия, еще при его жизни был поставлен каменный собор Преображения Господня, однако эти сведения представляются малодостоверными. Первый каменный Преображенский собор в Е. м. возводился в 1-й четв. XVI в. Даты этапов его строительства, приведенные в Житии, противоречат др. реалиям из того же источника, а также актам мон-ря.
Предварительные земляные работы датируются в пространной редакции Жития 4 июля 1507 (Там же. № 696. Л. 39 об.) или 1508 г. (Там же. № 337. Л. 532), завершение строительства - 1511 г. В таком случае строительством в Е. м. руководил бы архим. Константин (1490-1509), однако в Житии настоятелем, занимавшимся возведением нового храма, назван архим. Кирилл (1511-1526; впосл. архиепископ Ростовский). Т. о., строительство Преображенского храма было начато скорее всего в 1514 г.; к тому же времени относится и обретение мощей основателя Е. м. при копании рвов, о чем архим. Кирилл известил Суздальского еп. Симеона (Стремоухова; 1509-1515).
Окончание возведения Преображенского собора следует отнести, вероятно, к 1517-1518 гг. О том, что до 1517 г. в Е. м. шло значительное строительство, косвенно свидетельствует жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Кириллу от 14 мая 1514 г., освобождающая владения мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1506-1608 гг. М., 1998. № 8. С. 25-26). Вторично временные льготы предоставлялись игум. Кириллу грамотой вел. князя от 22 июля 1523 г., когда в обители предполагалось начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. № 20. С. 49).
Сохранившийся Преображенский собор (50-60-е гг. XVI в.) исследователи датировали сер. или кон. XVI в. (Суздаль и его достопамятности. Владимир, 1912. С. 37), иногда называя и конкретную дату - 1594 г. Последняя содержится в рукописном описании суздальских церквей 1-й четв. XIX в.: «...ныне существующая церковь... сделана и совершена при государе царе и великом князе Феодоре Иоанновиче... и при архиепископе Иове суждальском в 1594-м сентября 2-го освящена в 1596-м августа 6-го» (РГБ ОР. Рум. Ф. 256. Карт. 177. Ед. хр. 22. Л. 12). Источник этого сообщения неизвестен, но приведенная дата противоречит сведениям о том, что Суздальский архиеп. Иов с 1592 г. пребывал на покое, а в июне 1594 г. умер.
Собор является 5-главым 4-столпным сооружением с пониженными подпружными арками и 3 полуциркульными апсидами. Все главы собора световые. С юга примыкает одноглавый придел прп. Евфимия, построенный одновременно с собором, с севера - придел прп. Сергия Радонежского (1865).
Долгое время считалось, что Евфимиев придел существующего ныне собора является Преображенским храмом 1-й четв. XVI в., к которому впосл. пристроили новый, 5-главый 4-столпный храм (Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. М., 19744. С. 222). Эта ошибочная версия возникла под влиянием выводов исследователей XIX в., считавших, что в 1-й четв. XVI в. новый храм пристроили к сооружению XIV в.
По Житию известно, что погребение прп. Евфимия находилось в сев. части собора («у сиверских врат близ с(вя)т(а)го ж(е)рътвеника заложи себе гроб» - РГБ ОР. Ф. 242 Прянишникова. Ед. хр. 60. Л. 28 об.), т. е. или на солее перед алтарной преградой, или, что вероятнее, в аркосолии в сев. стене жертвенника. Согласно описанию закладки новой церкви, гроб был обретен с юж. стороны: «...но уже делоу наченшоуся великыя церкви, копающим ров в деснеи стране и обретоша гроб обложен три камени и бе покровен тцкама» (Там же. Л. 52).
Это противоречие в XIX в. объясняли тем, что новый собор заложили севернее старого. Именно тогда стали писать о пристройке Преображенского собора к храму XIV в., который якобы превратился в придельный (Тихонравов. 1878. С. 1); в нек-рых работах даже указывалось, что существующий юж. придел и есть каменный храм XIV в. (Сахаров. М., 19053. С. 60). Когда в нач. XX в. сформировалась т. зр. о перестройке собора в кон. XVI в., различие во времени сооружения Евфимиева придела и Преображенского собора не подчеркивалось.
В советское время вернулись к старой идее и выводы о постройке собора в 1-й четв. XVI в. перенесли на сохранившийся Преображенский собор, посчитав крошечный придел отдельной церковью, притом что в пространной редакции Жития она названа «великой» (Воронин. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. М., 19744. С. 222).
Преображенский храм Е. м. находит аналоги среди соборов 80-х гг. XVI в. московского в честь Вознесения Господня и Пафнутиева Боровского мон-рей. Они имели не только схожие пропорции плана, но и выделенный в отдельный объем придел, правда размещенный не с юга, а с севера. Характерна для архитектуры времени царя Феодора Иоанновича и конструкция перекрытия Евфимиева придела коробовым сводом, прорезанным несущим сводиком распалубки (как, напр., в приделах Троицких церквей в Хорошёве, 1596-1598, и Б. Вязёмах, 1597-1599, и в приделе св. Ирины в соборе Пафнутиева Боровского монастыря).
Однако иконография декора и пластика архитектуры Преображенского собора радикально отличаются от иконографии декора и пластики архитектуры кон. XVI в., когда всеобщее распространение получают итальянизирующие мотивы. Архитектура храма Е. м. прямо повторяет детали собора суздальского Покровского мон-ря (1510-1513): пропорции аркатурно-колончатого пояса, килевидные закомары, упрощенные балясины в карнизе апсид, импосты порталов и многое др.
Подобное обращение к местным образцам характерно для архаизирующей архитектуры времени активного монастырского строительства в 40-х гг. XVI в. (после прекращения деятельности последних итал. мастеров); это направление существовало и в 50-60-х гг. XVI в.; типичные примеры - соборы Микулина Городища и Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме. Килевидные закомары последнего отсекаются от прясел стен антаблементом, близким по профилировке к антаблементу собора Е. м. Характерны и капители лопаток собора Е. м. с их перевернутой выкружкой, часто применяемой в это время для замены гуська.
Наиболее близок к Преображенскому собору собор (1564) переславль-залесского во имя вмч. Никиты мон-ря. Кроме общих стилистических особенностей их объединяют и конкретные декоративные мотивы: профилированные ниши в карнизе центрального барабана (в суздальском соборе им придано стрельчатое очертание), ступенчатые кронштейны в малых барабанах. В Суздале практически повторяется строительная история собора Никитского мон-ря, также возведенного в камне при вел. кн. Василии III и полностью перестроенного в 1564 г. с добавлением 2 приделов, в т. ч. прп. Никиты Переславского.
Перестройка собора Е. м. была связана с общерус. прославлением прп. Евфимия на Московском Соборе 1549 г. и с желанием возвести посвященный ему придел, выделенный в отдельный объем. Это соответствовало новому направлению в храмостроительстве сер.- 2-й пол. XVI в., когда в русле общей тенденции к созданию многопрестольных соборов формируются разные варианты многопридельных композиций.
Все это позволяет датировать собор Е. м. в границах 50-60-х гг. XVI в. По-видимому, он был построен после ц.-колокольни Рождества Иоанна Предтечи, датирующейся 50-ми гг. XVI в., т. к. деревянный переход (на к-рый указывает портал дверного проема во 2-м ярусе колокольни) мог соединять ее только с собором, у к-рого были 2-этажные паперти: это мог быть собор 1-й четв. XVI в.
С мая по окт. 1689 г. Преображенский собор был расписан артелью из 9 костромских мастеров во главе с Гурием Никитиным (Кинешемцевым). Эта последняя, в т. ч. документально доказанная (см.: Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 105, 207-217, 257-260. Прил. 8), работа выдающегося рус. мастера была скрыта под записью XIX в. Работы по раскрытию первоначальной живописи (1968-1972, 1985-2000) проводились под рук. А. П. Некрасова сотрудниками Владимирспецреставрации.
Стенопись собора по составу циклов близка к росписи Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме, в подписании которого также участвовала артель Гурия Никитина. В традиц. программу декорации верхней зоны включено «Отечество», на парусах и люнетах изображены двунадесятые праздники. Центральную зону алтаря занимает композиция «О Тебе радуется».
Основной объем росписи, расположенной на стенах собора в 4 яруса, посвящен Спасителю: 2 верхних яруса - земной жизни Спасителя, чудесам и притчам, 3-й ярус - Страстному циклу, 4-й включает деяния апостолов (всего 100 композиций). Над нижним орнаментальным поясом по юж., зап. и сев. стенам проходит «летопись» вязью, в к-рой упоминаются святители Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский, и Павел, митр. Сибирский и Тобольский, погребенный в монастыре. На сев. стене помещен редкий сюжет «Суд вел. кн. Василия III над Максимом Греком» (?).
Среди изображений святых на столпах собора - рус. цари Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич. При входе в собор слева от юж. портала изображен основатель монастыря прп. Евфимий, над порталом на сводах галереи - «Древо Иессеево». Сохранились росписи (часть под записью XIX в.) придела прп. Евфимия, основной темой к-рых стало Житие святого. Среди житийных сцен изображено начало строительства мон-ря, где прп. Евфимий представлен при возведении стен с планом мон-ря в руках, особое место отведено циклу посмертных чудес святого, занимающему 3-й ярус росписи придела.
Цветовая гамма росписи XVII в. построена на гармоничном
сочетании бирюзовых, малиновых и золотистых тонов. Сложные
многофигурные композиции с обилием деталей не утратили
монументальности и ясности и выполнены на высочайшем уровне
мастерства.
В нишах центральных закомар на фасадах собора помещались фресковые
композиции (частично сохр. на южном - «Преображение Господне», на
западном - «Христос с припадающим прп. Евфимием и неизвестным
святителем»), стилистические черты к-рых (пропорции) позволяют
датировать их 2-й пол. XVI в.
Первоначальный иконостас собора был заменен в 60-х гг. XVII в. новым, к-рый включил 17 икон деисусного чина, 19 икон праздников, 19 икон пророческого ряда и 17 праотеческого. Особенностью ансамбля является апостольский деисусный чин, в чем он, как и в составе др. чинов, повторил московские иконостасы: Преображенского собора Новоспасского мон-ря (1649) и Успенского собора Московского Кремля (1653) - оба ансамбля связаны с начинаниями настоятеля Новоспасского монастыря, а позднее патриарха Никона. Суздальский иконостас писала большая артель, куда, видимо, входили иконописцы разных художественных центров, последовательно освоивших как классическую традицию московского искусства, так и декоративные приемы поволжских мастеров. Серебряные оклады, относящиеся ко времени создания живописи икон, изготовили московские и ярославские серебряники. Иконы иконостаса вошли в коллекцию ЦМиАР, усилиями сотрудников этого музея были спасены от гибели. В музее находятся также 5 икон местного ряда иконостаса, датируемых кон. XVII в.
Вышли к Некрополю князей Пожарских и Хованских... Завтра догуляем по монастырю.
|
</> |