Экскурсия на "ОБОЛОНЬ"
reznichenko_d — 01.04.2012 — Фото В пятницу, с Божьей помощью и доброй волей руководства пивного завода "ОБОЛОНЬ" состоялась экскурсия киевских блоггеров на самую большую пивоварню в Европе, а также беседа с людьми, которые, собственно, там пиво варят. Посмотрели, как оно делается - от зерна до разлива. Вопросы задавали, интересовались, пивом и прочим продуктом угощались. Организовывал встречу, собственно, наш "Nародный Оглядач".Это - экскурсовод завода, технолог Оксана. Ну, чтоб вы понимали. В выставочном зале, на фоне кубков и всяких призов.
Впечатление первое (вернее, после Оксаны второе) - там людей почти нет, обстановка напоминает лабораторию из японских мультиков.
Нам выдали забавные одноразовые белые халаты, я так понимаю, скорее для порядку, чисто эстетику соблюсти. Потому что непонятно, как бы смогли чего-нибудь в напиток занести если бы и хотели, он на всех этапах даже с воздухом не соприкасается.
В этом зале (варильный цех) за стеклом сидел, кажется, один оператор. Тут из пророщенного ячменя и хмеля варят сусло, то есть мутную смесь сахаров, крахмала, отделяют грубые частицы зерна и растительный белок (который потом сушат и пускают на корм животным, на фермах где-то в Европе).
Да, чаны горяченькие. Внутри всё утробно гудит и перемешивается, через стекло видно.
Еще в одном аналогичном цеху было два оператора.
Еще в одном людей не нашлось вообще. Он выглядел самым сюрным, тут стоят медные котлы, установленные еще в 1980-м году, когда ячмень в них засыпали прямо из мешков. Однако внутри этих старых оболочек работают современные, из нержавейки. Прежний вид им сохранили чисто для красоты.
После варки и фильтрации сусло охлаждают, заливают в огромные бочки, которые составляют самую выразительную часть заводского пейзажа. Тут оно бродит где-то неделю, в разных температурных режимах.
Помещение под бочками выглядит так:
Я спросил у Оксаны, часто ли шутят на тему, что неплохо бы дельфином красивым поплескаться в этих емкостях. Ну, или открыть побольше краников и устроить пивной потоп. Оксана говорит, регулярно.
Потом дрожжи тщательно отфильтровывают (чем, кстати, и делают пиво долгохранящимся), и разливают. Рядом с заводом работает фирменный магазинчик, где продают нефильтрованное. Трое суток срок годности.
На разливе мы тоже практически не обнаружили людей, хотя как раз там им полагается быть. Просто линия была на сезонном ремонте, и напоминала выключенные аттракционы. Жаль, это самая зрелищная часть производства, ее всегда показывают в рекламных роликах, где бутылки валят сплошным зеленым потоком по конвеерной ленте. Тоже всё автоматизированно, единственный ручной труд - вставлять в поклеивающий аппарат пачки этикеток. Вдалеке, за желтым ковшом, виднеется оранжевая рука робота-манипулятора по кличке Коба (Или Коля. Боюсь ошибиться, а разница, как чувствуется, принципиальная). Он - местный любимец.
Посмотреть немного на разлив мы смогли только в цеху пластиковой тары. У меня в руке, кстати, заготовка для бутылки. Ее нагревают, надувают и превращают в баклажку, тут же наполняя.
Ну, дальше ящики с пивом везут на склад, а нас повели его пить, в компании директора по качеству и другими ответственными лицами. По усам текло, проглотить под сухарики и чипсы успел тоже достаточно, и с собой в дорогу баночного подарили. Хорошо посидели, хозяевам спасибо.
У меня лично к технологам были вопросы:
1. На каком этапе в пиво добавляют консерванты, порошки и другую химию, без которой современное производство продуктов питания по умолчанию не бывает.
2. Почему так стерильно и технологично, где душа пива, где старинные рецепты, где усатые пивовары, которые с чувством запускают руки в зерно и нюхают его с блаженной улыбкой, где человеческие эмоции, в конце концов. Бабушкины пирожки по умолчанию же вкуснее магазинных.
3. Насколько в маленьких пивоварнях, в отличие от оболонской махины, больше пивной души, усатых пивоваров и ручного труда, который, по умолчанию, делает пиво марочным и качественным, пусть оно и стоит обычно дороже.
На первый вопрос Валентина Акимовна ответила, что в пиво добавлять консерванты необходимости нет, потому что современные технологии позволяют так тщательно мыть тару, пастеризовать продукт и так его фильтровать, что портится ему вроде как и не с чего, тем более, в нем спирт. По этой же причине в пиво нет надобности добавлять порошки - вопрос скорее в том, чтобы удалить лишнее.
По поводу души высказался директор по маркетингу, Виталий Ткаченко, - пригласил желающих проверить качество на слепом тестировании. Если хотя бы 30% дегустирующих назовет "ОБОЛОНЬ" самым плохим, он этим людям выдаст по 500 гривен. Предложение похоже на лотерею, хотя Виталий говорит, что проводил подобное не раз. Маркетинг, господа. Маркетинг дарит нам усатых пивоваров, души, и чувство бабушкиных пирожков. Малые пивоварни не могут позволить себе такое оборудование, следовательно, пиво не так дотошно обрабатывается, следовательно, срок годности у него меньше, следовательно, оно живее.
В процессе беседы возник еще один интересный вопрос: есть такая традиция, что со временем вкус у сортов портится, как говорят, "испоганилось". То есть вначале, чтобы приманить покупателей, делают продукт на уровне, потом расслабляются и начинают экономить. Причем эта претензия не только к "ОБОЛОНИ", этим, вроде, все страдают.
Ответ был таким: однажды утвержденная рецептура сорта не меняется в принципе, годами, пока этот продукт вообще в производстве. Качество замеряют по сорока с лишним показателям. Вкус колебаться может только в зависимости от воды, которая в разной местности все же разная, и дрожжей (культура дрожжей, кстати, есть самая большая коммерческая тайна, и объект промышленного шпионажа). Так что если потребителю разонравился продукт, это обычно значит, что просто вкус приелся.
Валентина Акимовна поднимает бокал за общее здоровье.
P.S.
Ну, и немножко патриотизма - "ОБОЛОНЬ" оказался украиноязычной компанией. За исключением одного, все сотрудники, с которыми мы общались, говорили по-украински. Не знаю, это корпоративная политика, или просто так у них повелось, но я про себя отметил.
P.P.S.
Три показательных диалога из комментариев:
1. ПОСТ ПРОПЛАЧЕН ЖУРНАЛИСТЫ ПРОДАЖНЫЕ ЗА БАБЛО ПОЙЛО ПАРЯТ
2. ДА ХИМИЯ ЭТО ВСЁ ТАК ВАМ И РАССКАЗАЛИ ПРАВДУ НИХРЕНА НАТУРАЛЬНОГО ТАМ НЕТ КОГО ВЫ ПЫТАЕТЕСЬ НАДУТЬ
3. ВОТ РАНЬШЕ ЖИГУЛЬ БЫЛ ЭТО БЫЛО ПИВО СТАЛИНА НА ВАС НЕТ ВСЕХ РАССТРЕЛИВАТЬ
Господа. Я не обязан любить завод "ОБОЛОНЬ", но чувствую обязанность говорить правду. Мне искренне нравятся их фруктово-ягодные Бир-Миксы, и "Хайк" тоже нравится - это всё, что меня на данный момент связывает с заводом. Поскольку я действительно плохо разбираюсь в технологии производства пива, то просто передаю то, что увидел и услышал, а судить, в конечном итоге, вам. "ОБОЛОНЬ" пригласил блоггеров по моей личной просьбе, и я чувствую ответственность за результаты этой встречи. Потому, если у вас есть замечания по сути, пожалуйста, высказывайтесь по сути.
Когда доходит до сути, начинают звучат обвинения в "пастеризации аскорбинкой", а потом описываются сцены отравления витамином С. Да, я слабо разбираюсь в пищевых технологиях, но даже мне ясно, что по сути звучит какая-то ерунда.
|
</> |